ПЕДАГОГИКА
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ В УЗБЕКИСТАНЕ
Азамова Шахло Бахтияровна, магистрант кафедры «Этнология и археология» Исторического факультета, ФГБОУ ВПО «Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека»: Узбекистан, 100174, г. Ташкент, вузгородок, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека.
Тел.: (998-9) 348-666-69
E-mail: indira.gandi@bk.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу составных элементов национальной нравственной культуры, используемых в семейном воспитании в Узбекистане.
Ключевые слова: нравственная культура, семья, семейное воспитание, духовность, обычаи, традиции.
National cult ure in family upbringing in Uzbekistan
Azamova Shakhlo Bakhtiyarovna, Master’s student of “Ethnology and archaeology” department of History faculty, National university of Uzbekistan named after M. Ulugbek. Uzbekistan.
Key words: moral culture, family, family upbringing, spirituality, customs, traditions.
The article is dedicated to the analysis of the components of national moral culture used in family upbringing in Uzbekistan.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ТАКСОНОМИИ В. П. БЕСПАЛЬКО В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ
Кудряшова Марина Евгеньевна, соискатель, преподаватель кафедры «Биомеханика и информационные технологии», ФГБОУ ВПО «Чайковский государственный институт физической культуры»: Россия, 617764, Пермский край, г. Чайковский, ул. Ленина, 67.
Тел.: (922) 320-86-62
E-mail: MGM1101@yandex.ru
Аннотация. В настоящее время в высшую школу активно внедряются образовательные стандарты третьего поколения, базирующиеся на компетентностном подходе к образованию. Педагогическая теория В. П. Беспалько, которая позже стала называться технологией критериально-ориентированного обучения, получила широкое распространение в конце XX века и хорошо зарекомендовала себя в вузах страны, пришло время ее модернизации. Новый взгляд на определение понятия «компетентность» учащегося и преподавателя в высшей школе актуально раскрывает проблему развития и модернизации теории дидактических систем.
Ключевые слова: компетентностный подход, теория дидактических систем, критериально-ориентированная технология обучения, таксономия.
Modernization of V. P. Bespalko ta xonomy within the framework of competence approach at a higher educational institution
Kudryashova Marina Evgenievna, applicant, lecturer of “Biomechanics and information technologies” department, Chaykovsk State institute of physical culture. Russia.
Key words: сompetence approach, theory of didactic systems, criteria-oriented technology of education, taxonomy.
Educational standards of the third generation based on competence approach to education are currently being actively introduced into higher education. The pedagogic theory of V. P. Bespalko, which later became known as the technology of criteria-oriented education, spread widely in the end of the XX century and showed itself to good advantage in higher educational institutions of the country. The time has come to modernize it. The new approach to defining the concept of learner’s and educator’s competence in higher education elaborates on the problem of developing and modernizing the theory of didactic systems.
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Смирнов Алексей Владимирович, канд. филол. наук, зав. кафедрой «Иностранные языки и деловой перевод», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»: Россия, 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 49.
Тел.: (911) 849-75-05
E-mail: AlexeySmirnov1@yandex.ru
Аннотация. Данная статья посвящена акмеологической стратегии развития лингвообразовательной системы кафедры, повышению его качества, формированию языковой личности.
Ключевые слова: акмеологическая стратегия, непрерывное лингвистическое образование, лингвообразовательная система, образование взрослых.
Acmeological strategy of the development of continuous linguistic adult education
Smirnov Aleksey Vladimirovich, Cand. of Phil. Sci., head of “Foreign languages and business translation” department, St. Petersburg National research university of information technologies, mechanics and optics. Russia.
Key words: acmeological strategy, continuous linguistic education, lingua-educational
system, adult education.
The article is dedicated to the acmeological strategy of the development of lingua-educational strategy of the department, increasing its quality and forming linguistic personality.
ПОЗНАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ: В ПОИСКЕ КОНСТРУКТИВНОСТИ
Карякин Юрий Васильевич, канд. техн. наук, ведущий эксперт отдела «Информационные технологии высшей школы», Институт кибернетики, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30.
Тел.: (382-2) 56-34-20
E-mail: art-39-1@yandex.ru
Аннотация. В статье поднимается вопрос о процессе и механизме познания в образовании. Констатируя факт неразработанности этой темы в современных педагогических теориях, автор ориентирует исследовательский взгляд на отсутствие в их концептуальных основаниях признаков интереса к механизму познания и представляет на обозрение основания теории, актуализирующей эту тему.
Ключевые слова: теория образования, педагогический подход, онтогенетический подход.
Cognition in education : in search of constructivity
Karyakin Yuriy Vasilyevich, Cand. of Tech. Sci., leading expert of “Information technologies of higher education” department, Institute of cybernetics. National research Tomsk polytechnics university. Russia.
Key words: education theory, pedagogical approach, ontogenetic approach.
The article raises the problem of the process and mechanism of cognition in education. Stating the fact that the topic is undeveloped in modern pedagogic theories, the author turns his researcher’s eye to the absence of interest to the mechanism of cognition in their conceptual foundations and presents the basics of a theory that actualizes the topic.
ТЕХНОЛОГИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Лисова Людмила Павловна, документовед ФГБОУ СПО «Йошкар-Олинский аграрный колледж», аспирант ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»: Россия, 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3.
Алибеков Сергей Якубович, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Машиностроение и материаловедение», лауреат Государственной премии РМЭ, почетный работник Министерства образования РФ, ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»: Россия, 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3.
Тел.: (902) 743-90-63
E-mail: mila_lyudmila_88@mail.ru
Аннотация. Представлены характеристики тестовых заданий. Описана система проверки знаний в Поволжском государственном технологическом университете по системе РИТМ. Рассмотрена сравнительная характеристика двух типов форм тестовых заданий. Определены минимальные требования к составу тестового задания. Приведен анализ применения системы РИТМ.
Ключевые слова: тест, тестирование, тестовые задания, система оценки качества подготовки студентов, система РИТМ.
Technology of testing as the method of assessing student’s quality of knowledge
Lisova Liudmila Pavlovna, documentation specialist of Yoshkar-Ola agrarian college, postgraduate student of Volga State technological university. Russia.
Alibekov Sergey Yakubovich, Dr. of Tech. Sci., Prof., head of “Machine building and materials science” department, Mari-El Republic State award Laureate, honored worker of the Ministry of education of the RF, Volga State technological university. Russia.
Key words: test, testing, test tasks, systemь of assessing the quality of student’s preparation, RITM system.
The work presents the characteristics of test tasks. It describes the system of knowledge checking in Volga State technological university according to RITM system. The article looks into the comparative characteristic of two types of test tasks forms. It determines the minimal requirements to test task composition. The work analyzes the RITM system application.
РОЛЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В СТАНОВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Вечканова Оксана Валерьевна, аспирант, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»: Россия, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.
Титова Людмила Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Прикладная информатика», ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»: Россия, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.
Тел.: (917) 733-45-65
E-mail: ovvec@mail.ru
Аннотация. Становление социального педагога не обойдется без диагностических методик. При помощи диагностических методик выявляются основные профессиональные качества молодого специалиста.
Ключевые слова: социальный педагог, диагностическая методика, тест, контроль знаний, личность.
Role of diagnostic method in the formation of social educator
Vechkanova Oksana Valerievna, postgraduate student, Bashkir State pedagogic university named after M. Akmulla. Russia.
Titova Liudmila Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of “Applied information technology” department, Bashkir State pedagogic university named after M. Akmulla. Russia.
Key words: social educator, diagnostic method, test, knowledge control, personality.
The formation of social educator can not happen without diagnostic methods. With the help of diagnostic methods it is possible to discover the main professional qualities of a young specialist.
АНАЛИЗ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ СУЕВЕРИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Ульянченко Антон Леонидович, аспирант, ФГБУН «Институт истории, археологии и этнографии народов» ДВО РАН: Россия, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 89.
Тел.: (914) 654-66-19
E-mail: ant7514852@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается жизнь обычных русских студентов из г. Владивостока. В объекте рассмотрения проблемы суеверий современных студентов обозначены учащиеся различных университетов и курсов, для того чтобы понять особенности связи возраста и веры студентов в суеверия. Эта проблема особенно важна для обсуждения, когда дело касается сдачи экзаменов. Вера в разнообразные формы магии и чудеса может стать огромной помощью студентам относительно трудностей обучения в вузах. Гороскопы, гадания, кошка, перебегающая дорогу – все может стать поводом для того, чтобы начать верить в эти вещи, когда студент не сдает экзамены как полагается.
Ключевые слова: анекдоты, кошка, гороскопы, гадания, случай, суеверие, успех.
Analysis of the daily life of students and the origination of superstitions in student environment
Ulyanchenko Anton Leonidovich, postgraduate student, Institute of history, archaeology and ethnography of the peoples of the Far East of the Far eastern branch of RASc. Russia.
Key words: jokes, cat, horoscopes, fortune telling, accident, superstitions, success.
The article examines the life of common Russian students in the city of Vladivostok. Students of various universities and years were chosen for the study of the problem of superstitions among modern students in order to understand the connections between age and the belief of students in superstitions. This problem is especially important to discuss when it comes to passing examinations. The belief in different forms of magic and miracles may be of a great help to students when they experience the difficulties of higher education. Horoscopes, fortune telling, cat crossing the road – anything can trigger the belief in such things when a student does not pass examinations successfully.
ПСИХОЛОГИЯ
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ И РАЗНЫМИ ФОРМАМИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА
Яковлев Владимир Александрович, д-р мед. наук, профессор кафедры «Общая и практическая психология», ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»: Россия, 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16–18.
Филатова Ирина Юрьевна, соискатель кафедры «Общая и практическая психология», ассистент кафедры «Психология», ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина», ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»: Россия, 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16–18.
Тел.: (903) 616-94-14
E-mail: vjakovlevdok@gmail.com
Аннотация. В статье представлены результаты исследования социального интеллекта 172 подростков женского пола. Выявлена взаимосвязь между социальным интеллектом и разными формами отклоняющегося поведения у подростков женского пола.
Ключевые слова: социальный интеллект, отклоняющееся поведение, подростковый возраст.
Interconnection between social intellect and vario us forms of deviant behavior among female adolescents
Yakovlev Vladimir Aleksandrovich, Dr. of Med. Sci., Prof. of “General and practical psychology” department, Moscow State humanities university named after M. A. Sholokhov. Russia.
Filatova Irina Yurievna, applicant of “General and practical psychology” department, assistant lecturer of “Psychology” department, Elets State university named after I. A. Bunin, Moscow State humanities university named after M. A. Sholokhov. Russia.
Key words: social intellect, deviant behavior, teens.
The article presents the results of the study into the social intellect of 172 female adolescents. It uncovers the interconnection between social intellect and various forms of deviant behavior among female adolescents.
ФИЛОЛОГИЯ
КЛАССИФИКАЦИИ СЮЖЕТОВ ПРОЗАИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА: АНАЛИЗ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ
Ким Антонина Александровна, канд. истор. наук, доцент кафедры «Иностранные языки», Институт природных ресурсов ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»: Россия, 634050, г. Томск, просп. Ленина, 30.
Тел.: (913) 84-26-18
E-mail: kimaa@inbox.ru
Аннотация. В статье анализируются основные подходы и наиболее известные принципы классификации сюжетов фольклора, выработанные мировой фольклористикой на материале разных народов. Описывается новый подход к классификации прозаического фольклора, основанный на сюжетном действии.
Ключевые слова: фольклор, традиции народов мира, культурное наследие, классификация фольклора.
Classification of the plots of prosaic folklore: analysis , principles and compiling methods
Kim Antonina Aleksandrovna, Cand. of Hist. Sci., Ass. Prof. of “Foreign languages” department, Institute of natural resources, National research Tomsk polytechnics university. Russia.
Key words: folklore, traditions of the world, cultural heritage, classification of folklore.
The article analyzes the main approaches and the most famous principles of classifying folklore plots developed by the world folklore science on the basis of the material of various nations. It describes the new approach to the classification of prosaic folklore based on plot action.
СИМВОЛИКА КНИЖНОЙ СТРАНИЦЫ В ПОЭЗИИ И. АННЕНСКОГО
Ключевые слова: И. Анненский, страница, книга, символика, лирика.
Налегач Наталья Валерьевна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Журналистика и русская литература ХХ в.», ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.
Тел.: (904) 375-12-05
E-mail: Nalegach@list.ru
Аннотация. В статье содержится интерпретация стихотворений И. Анненского, в которых символически раскрывается образ книжной страницы: «Идеал», «Декорация», «Первый фортепьянный сонет», «Парки – бабье лепетанье» и «Тоска припоминания». Анализ этих стихотворений позволяет осмыслить одну из линий развития метафоры «жизнь – книга» в его лирике.
Symbolism of book page in the poetry of I. Annensky
Nalegach Natalia Valerievna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Journalism and Russian literature of the XX c.” department, Kemerovo State university. Russia.
Key words: I. Annensky, page, book, symbolism, poetry.
The article contains the interpretation of I. Annensky’s poems which symbolically develop the image of a book page: “Ideal”, “Decoration”, “First Pianoforte Sonnet”, “Parks – Women’s Babble” and “The Pine of Reminiscence”. The analysis of these poems makes it possible to interpret one of the lines of “life-book” metaphor development in his poetry.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСКУРСА ДЕВИАНТНОГО ХАРАКТЕРА
Юркевич Евгения Александровна, аспирант, ассистент кафедры «Английский язык и перевод», ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»: Россия, 432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42.
Тел.: (929) 795-14-00
E-mail: a56-b@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена выявлению основных характеристик дискурса с речевыми проявлениями девиантного поведения. Автор указывает причины возникновения такого дискурса, описывает некоторые его особенности. Рассмотрены случаи согласованной и несогласованной интеракции, содержащей средства речевой агрессии и речевого манипулирования.
Ключевые слова: дискурс, пресуппозиция, перлокуция, иллокутивные действия, речевое поведение, девиантное речевое поведение.
Linguistic characteristic of deviant discourse
Yurkevich Evgeniya Aleksandrovna, postgraduate student, assistant lecturer of “English language and translation” department, Ulyanovsk State university. Russia.
Key words: discourse, presupposition, perlocution, illocutive actions, speech behavior, deviant speech behavior.
The article is dedicated to singling out the main characteristics of discourse which manifests deviant behavior through speech. The author points out the reasons for the appearance of such discourse and describes certain specific features of it. The work looks at the cases of coordinated and non-coordinated interaction that contains the means of speech aggression and speech manipulation.