|
Структурно-содержательная модель субъектной позиции студента как представление о целостном результате гуманитарно-ориентированного обучения
Мацкайлова Ольга Андреевна, д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры «Теория и методика преподавания истории, обществоведения и права», ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»: Россия, 400131, г. Волгоград, пр-т им. В. И. Ленина, 27.
Тел.: (844-2) 48-26-29, е-mail: matskajlova@yandex.ru
Аннотация. Рассмотрено понимание субъектной позиции студента как образ ожидаемого результата (структурно-содержательная модель). Уточнены общие и специфические особенности, присущие категории субъекта в образовании. Позиция как система отношений рассматривается как ядро субъектности. Взаимодействие школы и колледжа в субъектном становлении студента – социально значимое явление. Ключевые слова: субъект, субъект деятельности, позиция, позиция субъекта, субъектность, интегративная активность, ценностная позиция, познающий субъект, самопонимание, самореализация, самоутверждение, саморазвитие, самооценка.
Structural-content model of a student’s subject position as the concept of an integral result of humanities-oriented research
Matskaylova Olga Andreevna, Dr. of Ped.Sci., Prof. of “Theory and methodology of teaching history, social studies and law” department, Volgograd State social pedagogic university. Russia.
Summary. The article looks at the understanding of a student’s subject position as the image of expected result (structural-content model). It defines the general and specific features that are characteristic of the category of subject in education. Position, as the system of attitudes, is viewed as subjectivity nucleus. The interaction of school and college in student’s subject development is a socially important phenomenon.
Key words: subject, subject of activity, position, position of a subject, subjectivity, integrative activity, value position, cognitive subject, self-understanding, self-actualization, self-affirmation, self-development, self-concept.
|
К вопросу об андрагогической субъектности учителя
Пилюгина Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Педагогика», ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»: Россия, 410030, г. Саратов, ул. Большая Горная, 1.
Тел.: (845-2) 28-25-24, е-mail: Svpilugina@rambler.ru
Аннотация. В статье раскрываются особенности андрагогической субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования. Представляются ее сущность, показатели, критерии, функция. Ключевые слова: андрагогическая субъектность учителя, порождение учебной активности учителя, управление учебной активностью учителя, мотивационно-операциональный, коммуникативный, деятельностный, управляющий, рефлексивный критерий андрагогической субъектности учителя.
On the problem of andragogic subjectivity of a teacher
Piluygina Svetlana Anatolyevna, Cand. of Ped.Sci., Ass. Prof. of “Pedagogics” department, Saratov institute or profession-al development and retraining of educators. Russia.
Summary. The article uncovers the special features of a teacher’s andragogic subjectivity in the system of postgraduate pedagogic education. The work presents its essence, indicators, criteria and function.
Key words: andragogic subjectivity of a teacher, product of a teacher’s educational activity, managing a teacher’s educational activity, motivational-operational, communicative, action, managing, reflective criteria of a teacher’s andragogic subjectivity.
|
Становление и наполнение понятий «компетенция» и «компетентность» в педагогике
Писаренко Алла Николаевна, канд. пед. наук, ст. преподователь кафедры «Английский язык и межкультурная коммуникация», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (917) 210-32-19, е-mail: allanik80@mail.ru
Аннотация. В статье представлен обзор литературы по проблеме становления, наполнения и трактовки понятий «компетентность» и «компетенция» с позиций различных педагогов (как зарубежных, так и отечественных), занимающихся данной проблемой. Ключевые слова: компетентность, компетенция, качество личности, способность, готовность.
Creation and development of the concepts of “competency” and “competence” in pedagogics
Pisarenko Alla Nikolaevna, Cand. of Ped.Sci., senior lecturer of “English language and intercultural communication” department, National research Saratov State university named after N.G. Chernyshevsky. Russia.
Summary. The article presents an overview of literary sources on the problem of creation, development and interpretation of “competency” and “competence” concepts from the points of view of different educators, both Russian and foreign, who study this problem.
Key words: competence, competency, personal characteristic, ability, readiness.
|
Типология педагогических позиций на основе векторного моделирования
Ясвин Витольд Альбертович, д-р психол. наук, профессор, зав. лабораторией управления развитием образовательных систем Научно-исследовательского института столичного образования, ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»: Россия, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, корп. 1.
Тел.: (495) 319-45-42, е-mail: vitalber@yandex.ru
Аннотация. Представлена типология педагогических позиций учителей и воспитателей, включающая следующие типы: «Командир», «Дирижёр», «Пастушок», «Официант», «Эксперт» и «Консультант». На основе метода векторного моделирования образовательных сред показано соотношение данной типологии с типологией «воспитывающей среды» Я. Корчака и «школьными типами» П. Ф. Лесгафта. Ключевые слова: педагогическая типология, образовательная среда, векторное моделирование среды, педагогические позиции, типы личности учащихся.
Typology of pedagogic positions based on vector modeling
Yasvin Vitold Albertovich, Dr. of Psych.Sci., Prof., head of laboratory of educational systems development of Research institute of metropolitan education, Moscow State pedagogic university. Russia.
Summary. The article presents a typology of pedagogic positions of teachers and instructors, which includes the following types: “Commander”, “Conductor”, “Little shepherd”, ‘Waiter”, “Expert” and “Consultant”. Based on the method of vector modeling of educational environments, the work demonstrates how the above-mentioned typology corresponds to the “upbringing environment” typology by Y. Korchak and “school types” of P. F. Lesgaft.
Key words: pedagogic typology, edu-cational environment, vector modeling of an environment, pedagogic positions, learners’ personality types.
|
Проблема формирования коммуникативных умений учащихся в психолого-педагогической литературе у старшеклассников
Козырова Алевтина Абдулхадыевна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры «Режиссура и актерское мастерство», ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»: Россия, 420059, Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, 3.
Тел.: (843-2) 277-59-17, е-mail: Sofiko.14@mail.ru
Аннотация. С позиций личностно-деятельностного подхода «культурный человек» определяется как человек, отвечающий нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей жизнедеятельности: сознании, поведении, деятельности, социальном взаимодействии. Общая культура человека представлена как сложное системное образование, смыслообразующим ядром которого является отношение человека (к миру, себе, другим, труду, природе), условно выделяются шесть основных направлений, представляющих три глобальных плана рассмотрения общей культуры. Ключевые слова: коммуникация, психология образования, личность, общая культура, культура поведения.
The problem of forming learners’ communicative skills of high school students in psychological-pedagogic literature
Kozyrova Alevtina Abdulkhadyevna, Cand. of Ped.Sci., senior lecturer of “Direction and acting technique” department, Kazan State university of culture and arts. Russia.
Summary. Action-oriented personality approach defines the “cultural individual” as the person corresponding to the norms of current stage of socio-cultural development in all forms of their life activity: conscience, behavior, social interaction. The general culture of an individual is presented as a complex systemic phenomenon. Its content-forming nucleus is the person’s attitude (to the world, themselves, others, labor, nature). Six main directions, corresponding to three global levels of looking at general culture, can be relatively singled out.
Key words: communication, psychology of education, personality, general culture, culture of behavior.
|
Роль иллюстрации в понимании читаемого текста учащимися средних классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Якунина Ольга Васильевна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Логопедия и психолингвистика», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (927)105-58-92, е-mail: olgayakunina@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена проблеме овладения чтением учащимися коррекционной школы. В ней представлены результаты обследования восприятия художественных текстов детьми с нарушением интеллекта, анализируется влияние иллюстрации на понимание прочитанного. Ключевые слова: восприятие, текст, нарушения интеллекта, иллюстрация, чтение.
The role of an illustration in understanding the read text by secondary students of a special (correctional) school, type VIII Yakunina Olga Vasilyevna, Cand. of Phil.Sci., Ass. Prof. of “Logopedics and psycholinguistics” department, National research Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Summary. The article is dedicated to the problem of mastering reading skills by correctional school students. It presents the results of examining the perception of fiction texts by children with intellectual disabilities, analyzes the influence of an illustration on the understanding of what is read.
Key words: perception, text, intellectual disability, illustration, reading.
|
Роль педагогической практики в становлении профессиональной позиции будущего учителя начальных классов
Дементьева Марина Анатольевна, аспирант, преподаватель, руководитель структурного подразделения по системе контроля в АСПК, Почетный работник среднего профессионального образования РФ, ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»: Россия, 414040, г. Астрахань, ул. Коммунистическая, 48.
Тел.: (851-2) 36-71-24, е-mail: marina-dement@yandex.ru
Аннотация. Практика – источник, движущая сила, инструмент и критерий истинности знаний. Автор статьи раскрывает понятие «педагогическая практика» и рассматривает ее характерные особенности. Эффективность педагогической практики во многом определяется соблюдением ряда принципов. В данной статье излагаются психолого-педагогические принципы организации практики. Материал может быть интересен преподавателям, методистам, учителям, студентам педагогических образовательных учреждений. Ключевые слова: практика, педагогическая практика, профессиональная деятельность, характерные особенности педагогической практики, принципы.
The role of pedagogic practice in the formation of professional position of a future primary school teacher
Dementieva Marina Anatolyevna, lecturer in pedagogics, head of a structural department of control system in ASPC, postgraduate student, Astrakhan socio-pedagogic college. Russia.
Summary. Practice is the source, driving force, instrument and criterion of knowledge validity. The author of the article describes the “pedagogic practice” concept and looks at its specific features. The effectiveness of pedagogic practice is largely determined by following certain principles. The article presents psychological-pedagogic principles of practice organization. The material may interest educators, methodologists, teachers, students of pedagogic institutions of higher education.
Key words: practice, pedagogic practice, professional activity, special features of pedagogic practice, principles.
|
Атрибутивные механизмы отношения к другим в совладающем поведении студентов вуза
Печерский Владимир Григорьевич, д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой «Консультативная психология», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Рос-сия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 52-29-12, е-mail: pecherskij@yandex.ru
Беляков Антон Евгеньевич, аспирант кафедры «Консультативная психология», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 52-29-12, е-mail: pecherskij@yandex.ru
Аннотация. В статье представлены результаты исследования атрибуции доминирующих отношений студентов вуза к другим в ближайшем социальном окружении как личностного конструкта, обусловливающего выбор стратегий преодоления сложных ситуаций социального взаимодействия. Ключевые слова: личностные ресурсы, личностные детерминанты, социальное взаимодействие, совладающее поведение, самосознание, отношение к другим.
Attributive mechanisms of attitude to others in the coping behavior of university students
Pecherskiy Vladimir Grigorievich, Dr. of Psych.Sci., Prof., head of “Consultative psychology” department of Pedagogic institute of National research Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky: Russia, 410012, Saratov, Astrakhanskaya str., 83.
Belyakov Anton Evgenyevich, postgraduate student of “Consultative psychology” department of Pedagogic institute of National research Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky: Russia, 410012, Saratov, Astrakhanskaya str., 83.
Summary. The article presents the results of a study into the attribution of dominating attitudes of higher educational institutions students towards others in their nearest social circle, which is viewed as a social construct that determines the choice of strategies for coping with difficult interpersonal interaction situations.
Key words: personal resources, personal determinants, social interaction, coping behavior, self-identification, attitude to others.
|
Место и роль межкультурной профессионально-деловой коммуникативной компетенции в рамках компетентностного подхода к организации иноязычной подготовки по английскому языку
Низкодубов Гавриил Анатольевич, канд. пед. наук, доцент кафедры «Иностранные языки», ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»: Россия, 634050, г. Томск, пр-т Ленина, 2а.
Тел.: (382-2) 56-34-23, е-mail: mnusa@yandex.ru
Аннотация. В статье раскрывается место и роль межкультурной профессионально-деловой коммуникативной компетенции, а также компонентный состав профессиональной компетентности преподавателей неязыковых вузов для выявления особенностей типологии ключевых компетенций, определяющих содержание иноязычного компонента. Автор предлагает рассматривать иноязычную профессионально-коммуникативную компетенцию как эффективное средство реализации иноязычной переподготовки преподавателей неязыковых вузов. Ключевые слова: переподготовка, компонентный состав, профессиональная компетентность, компетенция, иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция, межкультурное профессионально-деловое общение, компетентность.
Position and role of intercultural professional and business communicative competence within competency approach to organizing foreign language training (English language)
Nizkodubov Gavriil Anatolyevich, Cand. of Ped.Sci., Ass. Prof. of “Foreign languages” department, National research Tomsk polytechnical institute. Russia.
Summary. The article uncovers the position and role of intercultural professional and business communicative competence, as well as the components of professional competence of non-linguistic universities lecturers. This is done in order to determine the specific features the typology of key competencies that define the content of foreign language component. The author suggests looking at foreign language professional-communicative competence as an effective measure of foreign language retraining of non-linguistic universities lecturers.
Key words: retraining, component structure, professional competence, competency, foreign language professional-communicative competency, intercultural profession-al and business communication, competence.
|
Тема трагической разобщенности людей в повести Ф. М. Достоевского «Кроткая»
Лапшина Ольга Владимировна, доцент кафедры «Литература и методика ее преподования», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (927) 150-70-34, е-mail: kov_7@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются идейно-тематический мир повести Ф. М. Достоевского «Кроткая» в контексте «Дневника писателя», образы подпольного героя и кроткой героини, авторская позиция и способы ее выражения, проблема финала. Ключевые слова: повесть, проблема самоубийства, подпольный герой, авторская позиция, «Дневник писателя».
The theme of tragic dissociation of people in “The Meek One” short story by F. M. Dostoevsky
Lapshina Olga Vladimirovna, Ass. Prof. of “Literature and methodology of teaching it” department, Saratov State university named after N.G. Chernyshevsky. Russia.
Summary. The article examines the ideas and thematic world of F. M. Dostoevsky’s short story “The Meek One” in the context of “A Writer’s Diary”. It looks at the images of underground character and meek heroine, author’s position and ways of expressing it, problem of the ending.
Key words: short story, problem of suicide, underground character, author’s position, “A Writer’s Diary”.
|
Тема детства на войне в творчестве Владимира Богомолова и Ахияра Хакимова
Шавалеева Виктория Дамировна, соискатель уч. степ. канд. филол. наук, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»: Россия, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.
Тел.: (927) 310-05-73, е-mail: vik-shavaleeva@yandex.ru
Аннотация. В статье исследуются особенности преломления темы детства на войне в творчестве писателей фронтового поколения В. Богомолова и А. Хакимова. Авторы всем ходом повествования стремятся показать, что дети и война – понятия несовместимые. Ключевые слова: детство на войне.
The topic of war-time childhood in the creative works of Vladimir Bogomolov and Akhiyar Khakimov
Shavaleeva Viktoria Damirovna, applicant for the Cand. of Phil. Sci. degree, Bashkir State pedagogic university named after M. Akmulla. Russia.
Summary. The article examines the special features of interpreting the topic of war-time childhood in the works of front generation writers – V. Bogomolov and A. Khakimov. Through their very narrative the authors try to show that children and war are incompatible concepts.
Key words: war-time childhood.
|
Внутри- и внеязыковая обусловленность проявлений «отклоненного навыка» составителей текстов решений арбитражного суда
Катышев Павел Алексеевич, д-р филол. наук, профессор кафедры «Стилистика и риторика», ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.
Тел.: (384-2) 58-27-45, е-mail: katpa@rambler.ru
Оленев Станислав Владимирович, канд. филол. наук, доцент, докторант кафедры «Стилистика и риторика», ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.
Тел.: (384-2) 58-27-45, е-mail: deerson@mail.ru
Аннотация. В статье на основе исследования решений Арбитражного суда Кемеровской области анализируются проявления «отклоненного навыка» составителей текстов юрисдикционного подстиля официально-делового стиля. Под отклонением профессиональных речемыслительных навыков понимается системно обусловленная индивидуализация стилевых черт, проявляющаяся в неполном соответствии стилевому эталону и, как следствие, в появлении речевых погрешностей. Предлагая рейтинг проблемных мест в подготовке текстов решений арбитражного суда, авторы статьи уделяют особое внимание функционированию морфологических вариантов (пеня – пени) и паронимов (оплатить – уплатить, представить – предоставить). В качестве основных внеязыковых детерминант речевых погрешностей квалифицируются, с одной стороны, приоритетность содержания документа относительно его формы и, с другой стороны, стремление составителей к внешнему единообразию. Ключевые слова: официально-деловой стиль, юрисдикционный подстиль, решение арбитражного суда, речевая погрешность, отклонённый навык, языковая норма, вариативность, морфологические варианты.
Intra- and extralinguistic determinateness of “deflected skill” manifestations of arbitrage decisions text compilers
Katyshev Pavel Alekseevich, Dr. of Phil.Sci., Prof. of “Stylistics and rhetoric” department, Kemerovo State university. Russia. Olenev Stanislav Vladimirovich, Cand. of Phil.Sci., Ass. Prof. of “Stylistics and rhetoric” department, Kemerovo State university. Russia.
Summary. Based on the decisions of Kemerovo region arbitrage, the article analyzes the manifestations of “deflected skill” of text compilers creating texts of jurisdictional sub-style within general official-business style. Deflection of professional speech-cognitive skills is viewed as a system-determined individualization of stylistic features manifested in incomplete compliance with the stylistic standard that results in the appearance of speech errors. The authors suggest a rating of possible problems in arbitrage decisions text compiling, paying special attention to the functioning of morphologic variants (пеня – пени) and paronyms (оплатить – уплатить, представить – предоставить).
Key words: оfficial-business style, jurisdictional sub-style, arbitrage decision, speech error, deflected skill, language norm, variability, morphologic variants.
|
Словообразовательная ниша: история изучения, структурно-системное и когнитивное описание (на материале русских народных говоров)
Араева Людмила Алексеевна, д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой «Стилистика и риторика», ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.
Тел.: (384-2) 58-27-45, е-mail: araeva@list.ru
Аннотация. В статье наряду с историей изучения словообразовательной ниши представлен когнитивно-сопоставительный анализ ниш с формантами –н/я/ и –ищ/е/ на уровне диалектной макросистемы русского языка. Словообразовательная ниша рассматривается как прототипическая ментально-языковая категория, имеющая характерные для нее ядерные пропозиции, детерминирующие пропозиционально-фреймовую организацию ниш и проявляющие гносеологическую направленность обыденного сознания. Ключевые слова: пропозициональная структура, пропозиция, фрейм, словообразовательная ниша, словообразовательный тип, ядро – периферия, детерминанта, обыденное сознание.
Word-building niche: research history, structural-systematic and cognitive description (based on Russian folk dialects)
Araeva Liudmila Alekseevna, Dr. of Phil.Sci., Prof., head of “Stylistics and rhetoric” department, Kemerovo State university. Russia.
Summary. Along with the history of researching into word-building niche, the article presents the cognitive-comparative analysis of niches with formants–н/я/ and –ищ/е/ on the dialect macro-system level of the Russian language. Word-building niche is viewed as a prototypical mental-linguistic category characterized by nuclear propositions that determine the propositional-fame organization of niches and demonstrate the gnosiological orientation of every-day consciousness.
Key words: рropositional structure, proposition, frame, word-building niche, word-building type, nucleus-periphery, determinant, everyday consciousness.
|
Употребление временных форм глагола в диалектном тексте
Буранова Анна Игоревна, аспирант кафедры «Теория, история языка и прикладная лингвистика», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 21-06-24, е-mail: sarteorlingv@yandex.ru
Аннотация. В статье анализируются количественные характеристики и функциональные особенности глагольной категории времени в диалектном тексте. Ключевые слова: диалект, глагол, категория времени, количественные характеристики.
Verb tense forms usage in dialect context
Buranova Anna Igorevna, postgraduate student of “Theory, history of language and applied linguistics” department, Institute of philology and journalism of National re-search Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Summary. The article analyzes the quantitative characteristics and functional peculiarities of the verb category of tense in dialect context.
Key words: dialect, verb, category of tense, quantitative characteristics.
|
Генезис когнитивной метафоры на материале фразеологии
Илюхина Надежда Алексеевна, д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой «Русский язык», ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»: Россия, 443011, Самарская обл., г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.
Тел.: (846) 263-70-15, е-mail: ilnadezhda@rambler.ru
Аннотация. В статье изложены результаты реконструкции происхождения когнитивной метафоры как способа образной концептуализации знания по материалам фразеологии. Методика анализа продемонстрирована на примере метафорических образов, являющихся ключевыми в сфере концептуализации эмоций. Ключевые слова: когнитивная метафора, метонимия, фразеология.
Genesis of cognitive metaphor based on phraseological data
Iliukhina Nadezhda Alekseevna, Dr. of Phil. Sci., Prof., head of “Russian language” department, Samara State university. Russia.
Summary. The article presents the results of reconstructing the origin of cognitive metaphor as a way of figurative conceptualization of knowledge. The research is based on phraseological data. The method of analysis is demonstrated based on metaphorical images that are essential in the sphere of emotional conceptualization.
Key words: сognitive metaphor, metonymy, phraseology.
|
Религиозные тексты на уроках литературы
Крючков Владимир Петрович, д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой «Логопедия и психолингвистика», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 22-51-32, е-mail: vpks1@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты изучения текстов Ветхого и Нового завета, произведений житийного жанра в средней школе. Ключевые слова: религия, христианство, жития святых, методика преподавания литературы, учебник литературы.
Religious texts in lessons of literature
Kriuchkov Vladimir Petrovich, Dr. Of Phil.Sci., Prof., head of “Lodopedics and psycholinguistics” department, National research Saratov State university named after N.G. Chernyshevsky. Russia.
Summary. The article examines the methodical aspects of studying Old and New Testament texts, hagiography texts in secondary school.
Key words: religion, christianity, hagiography, methods of teaching literature, literature course book.
|
Концепт и дискурс
Крючкова Надежда Владимировна, д-р филол. наук, профессор кафедры «Английский язык, теоретическая и прикладная лингвистика», ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»: Россия, 410030, г. Саратов, ул. Вольская, 1.
Тел.: (845-2) 29-90-47, е-mail: kruk1000@mail.ru
Аннотация. В статье анализируются исследования взаимодействия концепта и дискурса в современной лингвистике; рассматривается вопрос о коммуникативной природе концепта; описываются коммуникативные свойства концептов различных типов. Ключевые слова: концепт, дискурс, коммуникация.
Concept and discourse
Kriuchkova Nadezhda Vladimirovna, Dr. of Phil.Sci., Prof. of “English language, theoretic and applied linguistics” department, Saratov State legal academy. Russia.
Summary. The article analyzes the research into the interaction of concept and discourse in modern linguistics; it looks at the problem of communicative nature of a concept, describes the communicative properties of concepts of various types.
Key words: сoncept, discourse, communication.
|
Универсальны ли морфологические единицы?
Прибыток Инна Ивановна, д-р филол. наук, профессор кафедры «Переводоведение и межкультурная коммуникация», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет»: Россия, 410003, г. Саратов, ул. Радищева, 89.
Тел.: (845-2) 33-31-73, е-mail: ipribytok@mail.ru
Аннотация. В статье доказывается, что набор базисных морфологических единиц в аналитическом английском и флективном русском языке один и тот же: морфема – клитика – слово -форма (слово). Влияние структуры языка прослеживается в области частоты употребления базисных морфологических единиц, их подтипов и фонетических вариантов. Ключевые слова: базисные морфологические единицы, морфема, клитика, словоформа, слово, морфемная словоформа, клитическая словоформа, редуцированная клитика, универсальность.
Are morphological units universal?
Pribytok Inna Ivanovna, Dr. of Phil.Sci., Prof., “Theory of translation and inter-cultural communication” department, Saratov State socio-economic university. Russia.
Summary. The article proves that the set of basic morphological units in analytical English and inflexional Russian languages is the same: morpheme – clitic – word-form (word). The influence of the language structure can be seen in the sphere of frequency of usage of basic morphologic units, their sub-types and phonetic variants.
Key words: basic morphological units, morpheme, clitic, word-form, word, morphemic word-form, clitic word-form, reduced clitic, universality.
|
Этнографическая школа в русском литературном процессе XIX века
Фокеев Александр Леонидович, д-р филол. наук, доцент кафедры «Литература и методика ее преподавания», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (917) 206-56-80, е-mail: fokal56@rambler.ru
Аннотация. Статья посвящена исследованию этнографической школы в русском литературном процессе XIX века, восходящей к творчеству В. И. Даля. Начиная с 1840-х годов обнаруживается целенаправленное движение литературы к всестороннему освещению народного быта, в котором определенное место занимают и этнографические элементы. В 1860-е годы этнографическая школа вступает в новый период своего развития, преемственно обогащаясь и окончательно самовыражаясь в этнографической беллетристике писателей-демократов, объединившихся вокруг журнала «Современник». В статье впервые определяются уровни и типы этнографизма в рассказово-очерковой прозе того времени. Ключевые слова: литературный процесс, этнографическая школа, рассказово-очерковая проза, этнографизм, уровни этнографизма.
Ethnographic school in Russian literary process of the XIX century
Fokeev Aleksandr Leonidovich, Dr. of Phil.Sci., Ass. Prof. of “Literature and methods of teaching it” department, National research Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Summary. The article is dedicated to the study of ethnographic school in Russian literary process of the XIX century. The school originated in the works of V. I. Dal. Since the 1840s, literature is aimed at comprehensive coverage of traditional way of life, ethnographic elements being a part of it. In the 1860s ethnographic school enters a new period of its development. It is enriched and reaches ultimate self-expression in ethnographic fiction works of democrat writers, united around “Contemporary” magazine. The article is the first to determine the levels and types of ethnographism in stories and sketches of those days.
Key words: literary process, ethno -graphic school, stories and sketches, ethnographism, levels of ethnographism.
|