ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Беломестнова Нина Васильевна, канд. психол. наук, доцент кафедры «Психология человека», ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»: Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48.
Тел.: (812) 312-44-92
E-mail: belomestnovanina@bk.ru
Аннотация. В статье обсуждаются наиболее важные методологические проблемы любой науки – объект и предмет психологии как науки. Психология – наука о закономерностях возникновения, развития, функционирования и исчезновения психики. Объект психологии – системы, в функционировании которых имеют место психические функции. Предмет психологии – психические функции, обеспечивающие функционирование системы. Психология занимает синтезирующее место в системе наук.
Ключевые слова: психология как наука, объект психологии, предмет психологии, определение психологии, место психологии в системе наук.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
Рябова Татьяна Владимировна, канд. психол. наук, доцент кафедры «Медицинская и общая психология и педагогика», ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет»: Россия, 420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Бутлерова, 49.
Тел.: (843) 36-06-52
E-mail: tatry@rambler.ru
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования и развития умений и навыков по принятию решений в профессиональной деятельности у студентов. Автор разработала и провела профессионально-ориентированный тренинг «Психотехнология принятия решений», с помощью которого студенты обучались по пяти модулям, связанным с эффективным принятием решения: информационный, процессуальный/когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационный, коммуникационный. Результаты психодиагностического исследования, проведенного в экспериментальной и контрольной группах до и после проведения тренинга, позволяют утверждать, что имеются значимые различия по развитию навыков и умений принятия решения в исследуемых группах.
Ключевые слова: процесс принятия решения, умения и навыки принятия решений, профессиональная деятельность, информационный, процессуальный/когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационный, коммуникационный модули, профессионально-ориентированный тренинг по принятию решения, психодиагностическое исследование процесса принятия решения, уровни развития умений и навыков принятия решения.
ЭКСПАНСИЯ «МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
В ЖУРНАЛИСТСКОМ МЕТАЯЗЫКЕ
Ржанова Светлана Александровна, д-р культурологии, доцент, профессор кафедры «Журналистика», ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»: Россия, 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68.
Тел.: (834-2) 24-48-88
E-mail: rzanova@mail.ru
Аннотация. В статье показано влияние постмодернизма в современном информационном пространстве, экспансия «массовой культуры» в журналистском метаязыке, рассмотрены феноменологические черты постмодернизма в массмедийной культуре, утверждается, что современные СМИ обращаются к постмодернистской манере письма.
Ключевые слова: постмодернизм, СМИ, массовая культура, видоизменение духовных ценностей.