НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ВРЕМЕНИ РЕАКЦИИ ВОДИТЕЛЯ В ТРАНСПОРТНОМ ПОТОКЕ ВЫСОКОЙ ПЛОТНОСТИ

 

Журнал «НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 19, ВЫПУСК 2, 2024 

Рубрика: АГРОИНЖЕНЕРИЯ
DOI: 10.35679/1991-9476-2024-19-2-289-299
   
Для цитирования:

Гюлев Н. У., Арсланов М. А., Гамаюнов П. П., Алексеев С. А., Игитов Ш. М., Абакаров А. А. К вопросу об изменении времени реакции водителя в транспортном потоке высокой плотности // Научная жизнь. 2024. Т. 19. Вып. 2 (134). С. 289–299. DOI: 10.35679/1991-9476-2024-19-2-289-299

   
Авторы: 

Гюлев Низами Уруджевич, д-р техн. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (Махачкалинский филиал): Россия, 368015, Республика Дагестан, г. Махачкала, проспект им. И. Шамиля, 1г.
Арсланов Мурат Арсланович, д-р с.-х. наук, канд. техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Автомобильный транспорт», зам. декана Автомобильного факультета, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова»: Россия, 367032, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Магомета Гаджиева, 180.
Гамаюнов Павел Петрович, д-р техн. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.»: Россия, 410054, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Политехническая, 77.
Алексеев Сергей Александрович, канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии им. Н. И. Вавилова»: Россия, Саратовская обл., 410012, г. Саратов, пр-кт им. Петра Столыпина, зд. 4, стр. 3.
Игитов Шамиль Магомедович, канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (Махачкалинский филиал): Россия, 368015, Республика Дагестан, г. Махачкала, проспект им. И. Шамиля, 1г.
Абакаров Абакар Адамкадиевич, канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (Махачкалинский филиал): Россия, 368015, Республика Дагестан, г. Махачкала, проспект им. И. Шамиля, 1г.

 

Тел.: (845-2) 99-87-53
E-mail: gamaunovv@yandex.ru

   
Реферат: 

В данной статье рассматривается задача определения времени реакции водителей-сангвиников разных возрастных категорий в транспортной системе города в условиях транспортного потока высокой плотности, приближенных к заторам. Длительное нахождение в транспортном потоке высокой плотности приводит к ухудшению функционального состояния водителя и к росту его психоэмоциональной напряженности. Изменение функционального состояния вызывает появление утомления у водителя, которое в свою очередь приводит к возрастанию времени его реакции, отражающееся на безопасности дорожного движения. Оценка уровня утомления водителя проводилась путем измерения электрокардиограммы и анализа неравномерности кардиоинтервалов, которые являются универсальной реакцией на все виды нагрузок. Предложена модель оценки изменения времени реакции водителя-сангвиника на основании регрессионной модели изменения его уровня утомления. В виде графиков представлены изменения времени реакции водителей разных возрастов в период пребывания в транспортном заторе. Выявлено, что время реакции водителя в первые минуты нахождения в транспортном заторе изменяется незначительно, вследствие наличия резервных компенсаторных возможностей организма, однако, после пятой-шестой минуты начинается объективный процесс ухудшения функционального состояния. Установлено, что изменение времени реакции водителя-сангвиника в транспортном заторе в первую очередь зависит от начального уровня утомления. При пребывании водителя в транспортном потоке высокой плотности с начальным состоянием оптимального напряжения регуляторных систем изменение времени его реакции к концу затора достигает наибольшего значения. Также выявлено, что наибольшие изменения времени реакции водителя-сангвиника происходят у водителей старшего возраста.

   
Ключевые слова: время реакции водителя, дорожный затор, психоэмоциональная напряженность, функциональное состояние, транспортный поток, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие
   

Список литературы:

1. Мишурин В.М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения. – М.: Транспорт, 1990. – 167 с.
2. Лобанов Е. М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. – М.: Транспорт, 1980. – 311 с.
3. Гюлев Н. У. Влияние времени простоя автомобиля в дорожном заторе на функциональное состояние водителя // Восточно-европейский журнал передовых технологий. – 2011. – Т. 1/10 (49). – С. 50–52.
4. Гюлев Н. У., Доля В. К. Влияние транспортного затора на время реакции водителей разных темпераментов // Восточно-европейский журнал передовых технологий. – 2012. – Т. 6/3 (60). – С. 69–71.
5. Нефедьев А. И., Нефедьев Д. И., Безбородов С. А., Гусев В. Г. Контроль состояния водителя во время движения автотранспортного средства // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль. – 2021. – № 2. – С. 60-65.
6. Törnros J. Effect of driving speed on reaction time during motorway driving // Accident Analysis & Prevention. – 1995. – № 27 (4). – Pp. 435-442.
7. Hennessy D. A., & Wiesenthal D. L. The relationship between traffic congestion, driver stress and direct versus indirect coping behaviours. // Ergonomics. – 1997. – № 40 (3). – Pp. 348-361.
8. Lerner N. D. Brake perception-reaction times of older and younger drivers // In Proceedings of the human factors and ergonomics society annual meeting. – 1993, October. – Vol. 37, № 2. – Pp. 206-210). SAGE Publications.
9. Nishida Y. Driving characteristics of the elderly: risk compensation of the elderly driver from the viewpoint of reaction behavior // JSAE review. – 1999. – № 20 (3). – Pp. 375-380.
10. Гюлєв Н. У. Людський фактор і дорожні затори: монографія. – Харків : ХНУМГ ім. О. М. Бекетова, 2016. – 252 с.
11. Jurecki R. S., & Stanczyk T. L. The test methods and the reaction time of drivers // Eksploatacja i Niezawodnosc-Maintenance and Reliability. – 2011. – № 3. – С. 84-91.
12. Stańczyk T. L., Lozia Z., Pieniążek W., & Jurecki R. S. Badania reakcji kierowców w symulowanych sytuacjach wypadkowych / Zeszyty Naukowe Instytutu Pojazdów / Politechnika Warszawska, 2010. – Pp. 27-52.
13. Lagarde E. Emotional stress and traffic accidents: the impact of separation and divorce / E. Lagarde, J. F. Chastang, A. Gueguen, M. Coeuret-Pellicer, M. Chiron, S. Lafont // Epidemiology. – 2004. – № 15. – Рp. 762–766.
14. McGehee D. V. Driver reaction time in crash avoidance research: validation of a driving simulator study on a tes t track / D. V. McGehee, E. N. Mazzae, G. S. Baldwin // In Proceedings of the human factors and ergonomics society annual meeting. – 2000. – № 20, vol 44. – Рp. 3–320.
15. Abe G., Richardson J. The influence of alarm timing on braking response and driver trust in low speed driving // Safety Science. – 2005. – Vol 43, № 9. – Рp. 639–654.
16. Philip P., Sagaspe P., Moore N., Taillard J., Charles A., Guilleminault C., Bioulac B.: Fatigue, sleep restriction and driving performance / Philip P., Sagaspe P., Moore N., Taillard J., Charles A., Guilleminault C., Bioulac B. // Accident Analysis & Prevention. – 2005. – Vol 37, №3. – Рp. 473–478.
17. Gyulyev N. Development of models for assessing a driver's failurefree operation in a transportation system under conditions of traffic congestion / N. Gyulyev, V. Voronko, S. Ostashevskiy, D. Ponkratov, S. Psol,I. Bugayov // Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. – 2020. – Vol. 1, № 3 (103). – Рp. 24–38.
18. Long K., Lin Q., Gu J., Wu W., Han L. D. Exploring Traffic Congestion on Urban Expressways Considering Drivers’ Unreasonable Behavior at Merge / Diverge Sections in China // Sustainability. – 2018. – Vol. 10, 4359.
19. Чудакова Н. В., Афанасьев А. С. Исследование установившегося замедления тс и времени реакции водителя, влияющих на достоверность экспертизы ДТП // Известия Международной академии аграрного образования. – 2023. – № 67. – С. 158-163.
20. Каштанов А. О., Якунин Н. Н. Реакция водителя. Факторы, оказывающие влияние на время реакции водителя. Психофизиологические свойства реакции водителя // Прогрессивные технологии в транспортных системах: Евразийское сотрудничество: Сборник материалов XV международной научно-практической конференции, Оренбург, 09–11 декабря 2020 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2020. – С. 306-310.
21. Влияние возраста водителя на время реагирования на движущийся объект / А. С. Терехов, В. А. Тюлькин, И. М. Титла, И. И. Кучеренко // Научно-технический вестник Поволжья. – 2015. – № 2. – С. 186-189.
22. Toshio Ito, Ryohei Kaneyasu. Predicting traffic congestion using driver behavior // Procedia Computer Science. – 2017. – Vol. 112. – P. 1288-1297.
23. Chin, Shih-Miao, Hu, Patricia S, and Davidson, Diane. Making the Traffic Operations Case for Congestion Pricing: Operational Impacts of Congestion Pricing. United States: N. p., 2011. Web. doi: 10.2172/1048704.
24. Баевский Р. М., Кириллов О. Н., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. – М.: Наука, 1984. – 222 с.

   
English version:

ON THE ISSUE OF CHANGING THE REACTION TIME OF A DRIVER IN A HIGH-DENSITY TRAFFIC FLOW

 

Gulev Nizami Urudzhevich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Moscow Automobile and Road Engineering State Technical University (Makhachkala branch), Makhachkala, Russia.
Arslanov Murat Arslanovich, Dr. of Agr. Sci., Cand. of Tech. Sci., Prof., Head of the Depart. of Automobile transport, Deputy Dean of the Faculty of Motor Vehicles, Dagestan State Agrarian University named after M.M. Dzhambulatov, Makhachkala, Russia.
Gamayunov Pavel Petrovich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Saratov State Technical University named after Gagarina Yu.A., Saratov, Russia.
Alekseev Sergey Alexandrovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N.I. Vavilov, Saratov, Russia.
Igitov Shamil Magomedovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Moscow Automobile and Road Engineering State Technical University (Makhachkala branch), Makhachkala, Russia.
Abakarov Abakar Adamkadievich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Moscow Automobile and Road Engineering State Technical University (Makhachkala branch), Makhachkala, Russia.

 

Keywords: driver's reaction time, traffic congestion, psycho-emotional tension, functional state, traffic flow, traffic safety, traffic accident.

 

Abstract. This article considers the problem of determining the reaction time of sanguine drivers of different age categories in the city's transport system in conditions of high-density traffic flow, close to congestion. Prolonged exposure to high-density traffic leads to a deterioration in the functional state of the driver and to an increase in his psycho-emotional tension. A change in the functional state causes fatigue in the driver, which in turn leads to an increase in his reaction time, which affects road safety. The assessment of the driver's fatigue level was carried out by measuring an electrocardiogram and analyzing the unevenness of cardiac intervals, which are a universal response to all types of loads. A model for estimating changes in the reaction time of a sanguine driver based on a regression model of changes in his fatigue level is proposed. The graphs show the changes in the reaction time of drivers of different ages during their stay in traffic congestion. It was revealed that the reaction time of the driver in the first minutes of being in a traffic jam changes slightly, due to the presence of reserve compensatory capabilities of the body, however, after the fifth to sixth minute, an objective process of deterioration of the functional state begins. It was found that the change in the reaction time of a sanguine driver in a traffic jam primarily depends on the initial level of fatigue. When the driver stays in a high-density traffic flow with the initial state of optimal voltage of the regulatory systems, the change in his reaction time by the end of the jam reaches the greatest value. It was also revealed that the greatest changes in the reaction time of a sanguine driver occur in older drivers.

   
   For citation: Gulev, N.U., Arslanov, M.A., Gamayunov, P.P., Alekseev, S.A., Igitov, Sh.M., Abakarov, A.A. (2024) On the issue of changing the reaction time of a driver in a high-density traffic flow. Nauchnaya zhizn' [Scientific Life], vol. 19, iss. 2 (134), pp. 289–299. (in Russian) DOI: 10.35679/1991-9476-2024-19-2-289-299 

 

К содержанию»