Рубрика: | АГРОИНЖЕНЕРИЯ |
DOI: | 10.35679/1991-9476-2024-19-2-279-288 |
Для цитирования: |
Гюлев Н. У., Бекеев А. Х., Гамаюнов П. П., Алексеев С. А., Абакаров А. А., Игитов Ш. М. Тенденции изменения функционального состояния водителя-холерика в дорожном заторе // Научная жизнь. 2024. Т. 19. Вып. 2 (134). С. 279–288. DOI: 10.35679/1991-9476-2024-19-2-279-288 |
Авторы: |
Гюлев Низами Уруджевич, д-р техн. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (Махачкалинский филиал): Россия, 368015, Республика Дагестан, г. Махачкала, проспект им. И. Шамиля, 1г.
Тел.: (845-2) 99-87-53 |
Реферат: |
В данной статье в качестве объекта исследования рассмотрен процесс трудовой деятельности водителя при выполнении им своих функций в городской транспортной системе. Проведены исследования по оценке влияния дорожных заторов на функциональное состояние водителя-холерика, который является одним из широко распространенных и известных типов темперамента. Гипотеза исследования заключается в том, что изменение функционального состояния водителя в дорожном заторе влияет на степень его утомления и зависит от состояния водителя и параметров затора. Для оценки уровня утомления водителя использована концепция о сердечно-сосудистой системе, как соответствующий механизм адаптационной деятельности организма. При этом измеряется электрокардиограмма и анализируются неравномерности кардиоинтервалов, которые являются универсальной реакцией на все виды нагрузок. Степень уровня утомления водителя измеряется в условных единицах и определяется по специальной методике с учетом статистических показателей, показателей гистограммы и данных спектрального анализа кардиоинтервалов. Используя нелинейную регрессионную модель изменения функционального состояния водителя-холерика определены соответствующие закономерности изменения уровня его утомления для разных по длительности транспортных заторов. В результате анализа построенных графиков изменения конечного уровня утомления водителей-холериков разных возрастных категорий в заторах установлено, что наиболее значимым фактором является величина начального уровня утомления водителя. Вторым по значимости фактором, влияющим на изменение конечного уровня утомления водителя-холерика, является длительность дорожного затора. Выявлено, что этот фактор оказывает влияние на степень утомления водителя в конце затора только совместно с начальным уровнем утомления. Возраст водителя-холерика по значимости влияния на его конечный уровень утомления в заторе оказался на третьем месте. Также установлено, что негативное воздействие дорожного затора с ростом его продолжительности испытывают водители более старшего возраста по сравнению с молодыми водителями. Проведенные исследования показали, что дорожные заторы продолжительностью более двенадцати минут приводят к значительному повышению конечного уровня утомления водителя-холерика. Это может повышению вероятности совершения дорожно-транспортного происшествия. Установленные тенденции изменения функционального состояния водителя-холерика в дорожном заторе позволяют прогнозировать его поведение после затора и оценить возможные схемы развития дорожно-транспортной ситуации. |
Ключевые слова: | функциональное состояние, дорожный затор, темперамент водителя, уровень утомления, интенсивность движения, транспортная система, безопасность дорожного движения |
Список литературы: |
1. Лобанов Е. М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. – М.: Транспорт, 1980. – 311 с. |
English version: |
TRENDS IN THE FUNCTIONAL STATE OF A CHOLERIC DRIVER IN TRAFFIC CONGESTION
Gulev Nizami Urudzhevich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Moscow Automobile and Road Engineering State Technical University (Makhachkala branch), Makhachkala, Russia.
Keywords: functional state, traffic congestion, driver's temperament, fatigue level, traffic intensity, transport system, road safety.
Abstract. In this article, as an object of research, the process of a driver's work activity is considered when performing his functions in the urban transport system. Studies have been conducted to assess the impact of traffic congestion on the functional state of a choleric driver, which is one of the widespread and well-known types of temperament. The hypothesis of the study is that a change in the functional state of a driver in a traffic jam affects the degree of fatigue and depends on the condition of the driver and the parameters of the congestion. To assess the level of fatigue of the driver, the concept of the cardiovascular system is used as an appropriate mechanism of adaptive activity of the body. At the same time, an electrocardiogram is measured and the irregularities of cardiac intervals are analyzed, which are a universal response to all types of loads. The degree of fatigue level of the driver is measured in conventional units and is determined by a special technique taking into account statistical indicators, histogram indicators and spectral analysis of cardiac intervals. Using a nonlinear regression model of changes in the functional state of a choleric driver, the corresponding patterns of changes in the level of fatigue for traffic jams of different duration have been determined. As a result of the analysis of the constructed graphs of changes in the final level of fatigue of choleric drivers of different age categories in congestion, it was found that the most significant factor is the value of the initial level of fatigue of the driver. The second most important factor influencing the change in the final level of fatigue of a choleric driver is the duration of traffic congestion. It was revealed that this factor affects the degree of fatigue of the driver at the end of the jam only together with the initial level of fatigue. The age of the choleric driver was in third place in terms of the importance of influencing his final level of fatigue in congestion. It was also found that older drivers, compared with younger drivers, experience the negative impact of traffic congestion with an increase in its duration. Studies have shown that traffic jams lasting more than twelve minutes lead to a significant increase in the final level of fatigue of the choleric driver. This may increase the likelihood of a traffic accident. The established trends in the functional state of the choleric driver in traffic congestion allow us to predict his behavior after congestion and evaluate possible patterns of development of the road traffic situation. |
For citation: | Gulev, N.U., Bekeev, A.H., Gamayunov, P.P., Alekseev, S.A., Abakarov, A.A., Igitov, S.M. (2024) Trends in the functional state of a choleric driver in traffic congestion. Nauchnaya zhizn' [Scientific Life], vol. 19, iss. 2 (134), pp. 279–288. (in Russian) DOI: 10.35679/1991-9476-2024-19-2-279-288 |