НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВОДИТЕЛЯ-ХОЛЕРИКА В ДОРОЖНОМ ЗАТОРЕ

 

Журнал «НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 19, ВЫПУСК 2, 2024 

Рубрика: АГРОИНЖЕНЕРИЯ
DOI: 10.35679/1991-9476-2024-19-2-279-288
   
Для цитирования:

Гюлев Н. У., Бекеев А. Х., Гамаюнов П. П., Алексеев С. А., Абакаров А. А., Игитов Ш. М. Тенденции изменения функционального состояния водителя-холерика в дорожном заторе // Научная жизнь. 2024. Т. 19. Вып. 2 (134). С. 279–288. DOI: 10.35679/1991-9476-2024-19-2-279-288

   
Авторы: 

Гюлев Низами Уруджевич, д-р техн. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (Махачкалинский филиал): Россия, 368015, Республика Дагестан, г. Махачкала, проспект им. И. Шамиля, 1г.
Бекеев Абдурахман Ханапиевич, канд. техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Техническая эксплуатация автомобилей», декан Автомобильного факультета, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова»: Россия, 367032, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Магомета Гаджиева, 180.
Гамаюнов Павел Петрович, д-р техн. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.»: Россия, 410054, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Политехническая, 77.
Алексеев Сергей Александрович, канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии им. Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, пр-кт им. Петра Столыпина, зд. 4, стр. 3.
Абакаров Абакар Адамкадиевич, канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (Махачкалинский филиал): Россия, 368015, Республика Дагестан, г. Махачкала, проспект им. И. Шамиля, 1г.
Игитов Шамиль Магомедович, канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (Махачкалинский филиал): Россия, 368015, Республика Дагестан, г. Махачкала, проспект им. И. Шамиля, 1г.

 

Тел.: (845-2) 99-87-53
E-mail: gamaunovv@yandex.ru

   
Реферат: 

В данной статье в качестве объекта исследования рассмотрен процесс трудовой деятельности водителя при выполнении им своих функций в городской транспортной системе. Проведены исследования по оценке влияния дорожных заторов на функциональное состояние водителя-холерика, который является одним из широко распространенных и известных типов темперамента. Гипотеза исследования заключается в том, что изменение функционального состояния водителя в дорожном заторе влияет на степень его утомления и зависит от состояния водителя и параметров затора. Для оценки уровня утомления водителя использована концепция о сердечно-сосудистой системе, как соответствующий механизм адаптационной деятельности организма. При этом измеряется электрокардиограмма и анализируются неравномерности кардиоинтервалов, которые являются универсальной реакцией на все виды нагрузок. Степень уровня утомления водителя измеряется в условных единицах и определяется по специальной методике с учетом статистических показателей, показателей гистограммы и данных спектрального анализа кардиоинтервалов. Используя нелинейную регрессионную модель изменения функционального состояния водителя-холерика определены соответствующие закономерности изменения уровня его утомления для разных по длительности транспортных заторов. В результате анализа построенных графиков изменения конечного уровня утомления водителей-холериков разных возрастных категорий в заторах установлено, что наиболее значимым фактором является величина начального уровня утомления водителя. Вторым по значимости фактором, влияющим на изменение конечного уровня утомления водителя-холерика, является длительность дорожного затора. Выявлено, что этот фактор оказывает влияние на степень утомления водителя в конце затора только совместно с начальным уровнем утомления. Возраст водителя-холерика по значимости влияния на его конечный уровень утомления в заторе оказался на третьем месте. Также установлено, что негативное воздействие дорожного затора с ростом его продолжительности испытывают водители более старшего возраста по сравнению с молодыми водителями. Проведенные исследования показали, что дорожные заторы продолжительностью более двенадцати минут приводят к значительному повышению конечного уровня утомления водителя-холерика. Это может повышению вероятности совершения дорожно-транспортного происшествия. Установленные тенденции изменения функционального состояния водителя-холерика в дорожном заторе позволяют прогнозировать его поведение после затора и оценить возможные схемы развития дорожно-транспортной ситуации.

   
Ключевые слова: функциональное состояние, дорожный затор, темперамент водителя, уровень утомления, интенсивность движения, транспортная система, безопасность дорожного движения
   

Список литературы:

1. Лобанов Е. М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. – М.: Транспорт, 1980. – 311 с.
2. Кривощеков С. Г., Айзман Р. И. Психофизиология : учебное пособие. – Москва : ИНФРА-М, 2024. – 249 с. – DOI 10.12737/10884
3. Гюлєв Н. У. Людський фактор і дорожні затори : монографія. – Х. : ХНУМГ ім. О. М. Бекетова, 2016. – 252 с.
4. Вайсман А. И. Основные проблемы гигиены труда водительского состава автотранспорта: автореф. дис. … д-ра мед. наук: 03.12.02; – М., 1975. – 37 с.
5. Гюлев Н. У. Влияние темперамента на функциональное состояние водителя в транспортном заторе // Восточно-европейский журнал передовых технологий. – 2012. – Т. 2/3 (56). – С. 39–41.
6. Кунделеков А. Г. Влияние транспортных заторов на психовегетативный статус водителей общественного транспорта с учетом возраста и стажа работы // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 12–1. – С. 82–85.
7. Zhang L., Jia Y., Niu Z., Liao C. Widespread traffic congestion prediction for urban road network based on synergetic theory // Journal of Systems Science and Information. – 2014. – Vol 2. – № 4. – Рp. 366–371.
8. Qi W., Pei Y., Song M., Bie Y. Pattern Analysis of Driver’s «Pressure-State-Response» in Traffic Congestion // Discrete Dynamics in Nature and Society. – 2013. – Vol 6. – Рp. 1–11.
9. Sanghyun Son, Yunju Baek. Design and implementation of real-time vehicular camera for driver assistance and traffic congestion estimation sensors. – 2015. – № 15 (8). – Рp. 20204-20231. DOI 10.3390/s150820204
10. Drum, David K. Counteracting traffic congestion using intelligent driver feedback (University of Missouri-Columbia), 2014.
11. Ito T., Kaneyasu R. Predicting traffic congestion using driver behavior // Procedia Computer Science. – 2017. – Pp. 1288–1297.
12. Jan Lizbetin, Ladislav Bartuska. The Influence of Human Factor on Congestion Formation on Urban Roads // Procedia Engineering. – 2017, – Vol. 187. – Pp. 206-211.
13. Long K., Lin Q., Gu J., Wu W., Han L. D. Exploring Traffic Congestion on Urban Expressways Considering Drivers’ Unreasonable Behavior at Merge / Diverge Sections in China // Sustainability. – 2018. – № 10. – 4359.
14. Toshio Ito, Ryohei Kaneyasu. Predicting traffic congestion using driver behavior // Procedia Computer Science. – 2017. – Vol. 112. – Pp. 1288-1297.
15. Басков В. Н., Игнатов А. В. Влияние психофизиологического состояния водителя на возникновение транспортного затора // Транспорт и логистика устойчивого развития территорий, бизнеса, государства (драйверы роста, тренды и барьеры) Материалы II Международной научно-практической конференции, Москва, 30 марта 2023 года. – Москва: Государственный университет управления, 2023. – С. 24-28.
16. Кущенко Л. Е., Горелых Д. С., Харузин В. Э. Исследование перекрестка с регулярными заторами // Транспорт. экономика. социальная сфера (актуальные проблемы и их решения). – 2016. – С. 49-53.
17. Басков В. Н., Красникова Д. А., Исаева Е. И. Влияние поведенческого фактора водителя на образование транспортного затора // Мир транспорта. – 2019. – Т. 17, №. 4. – С. 272-281.
18. Бояршинов М. Г., Вавилин А. С. Характеристики транспортного затора на основе данных системы фото-и видеофиксации // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 3. – С. 83-106.
19. Davis L. C. Mitigation of congestion at a traffic bottleneck with diversion and lane restrictions // Physica A: Statistical Mechanics and its Applications. – 2012. – Vol 391. – № 4. – Рp. 1679–1691.
20. Kalajžić M., Miloš K., Muić M. Simulation Model of Traffic Jam at Crossroads // Promet-Traffic&Transportation. – 2012. – Vol 14, № 6. – Рp. 309–317.
21. Arnott R., Small K. The economics of traffic congestion // American Scientist. – 1994. – Рp. 446–455.
22. Tabuchi T. Bottleneck congestion and modal split // Journal of Urban Economics. – 1993. – Vol 34, № 3. – P. 414–431.
23. Баевский P. M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. – М. : Медицина, 1979. – 298 с.

   
English version:

TRENDS IN THE FUNCTIONAL STATE OF A CHOLERIC DRIVER IN TRAFFIC CONGESTION

 

Gulev Nizami Urudzhevich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Moscow Automobile and Road Engineering State Technical University (Makhachkala branch), Makhachkala, Russia.
Bekeev Abdurakhman Khanapievich, Cand. of Tech. Sci., Prof., Head of the Depart. of Technical operation of automobiles, Dean of the Faculty of Automotive, Dagestan State Agrarian University named after M.M. Dzhambulatov, Makhachkala, Russia.
Gamayunov Pavel Petrovich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Saratov State Technical University named after Gagarina Yu.A., Saratov, Russia.
Alekseev Sergey Alexandrovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N.I. Vavilov, Saratov, Russia.
Abakarov Abakar Adamkadievich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Moscow Automobile and Road Engineering State Technical University (Makhachkala branch), Makhachkala, Russia.
Igitov Shamil Magomedovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Moscow Automobile and Road Engineering State Technical University (Makhachkala branch), Makhachkala, Russia.

 

Keywords: functional state, traffic congestion, driver's temperament, fatigue level, traffic intensity, transport system, road safety.

 

Abstract. In this article, as an object of research, the process of a driver's work activity is considered when performing his functions in the urban transport system. Studies have been conducted to assess the impact of traffic congestion on the functional state of a choleric driver, which is one of the widespread and well-known types of temperament. The hypothesis of the study is that a change in the functional state of a driver in a traffic jam affects the degree of fatigue and depends on the condition of the driver and the parameters of the congestion. To assess the level of fatigue of the driver, the concept of the cardiovascular system is used as an appropriate mechanism of adaptive activity of the body. At the same time, an electrocardiogram is measured and the irregularities of cardiac intervals are analyzed, which are a universal response to all types of loads. The degree of fatigue level of the driver is measured in conventional units and is determined by a special technique taking into account statistical indicators, histogram indicators and spectral analysis of cardiac intervals. Using a nonlinear regression model of changes in the functional state of a choleric driver, the corresponding patterns of changes in the level of fatigue for traffic jams of different duration have been determined. As a result of the analysis of the constructed graphs of changes in the final level of fatigue of choleric drivers of different age categories in congestion, it was found that the most significant factor is the value of the initial level of fatigue of the driver. The second most important factor influencing the change in the final level of fatigue of a choleric driver is the duration of traffic congestion. It was revealed that this factor affects the degree of fatigue of the driver at the end of the jam only together with the initial level of fatigue. The age of the choleric driver was in third place in terms of the importance of influencing his final level of fatigue in congestion. It was also found that older drivers, compared with younger drivers, experience the negative impact of traffic congestion with an increase in its duration. Studies have shown that traffic jams lasting more than twelve minutes lead to a significant increase in the final level of fatigue of the choleric driver. This may increase the likelihood of a traffic accident. The established trends in the functional state of the choleric driver in traffic congestion allow us to predict his behavior after congestion and evaluate possible patterns of development of the road traffic situation.

   
   For citation: Gulev, N.U., Bekeev, A.H., Gamayunov, P.P., Alekseev, S.A., Abakarov, A.A., Igitov, S.M. (2024) Trends in the functional state of a choleric driver in traffic congestion. Nauchnaya zhizn' [Scientific Life], vol. 19, iss. 2 (134), pp. 279–288. (in Russian) DOI: 10.35679/1991-9476-2024-19-2-279-288 

 

К содержанию»