НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

К ВОПРОСУ ЗАЩИТЫ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ ОТ КОРРОЗИОННОГО ИЗНОСА ПРИ ХРАНЕНИИ

 

Журнал «НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
тОМ 17, выпУСК 6, 2022 

Рубрика: АГРОИНЖЕНЕРИЯ
DOI: 10.35679/1991-9476-2022-17-6
   
Для цитирования:

Остриков В. В., Жерновников Д. Н., Сафонов В. В., Сафонов К. В. К вопросу защиты деталей двигателя сельскохозяйственной техники от коррозионного износа при хранении // Научная жизнь. 2022. Т. 17. Вып. 6.

   
Авторы: 

Остриков Валерий Васильевич, д-р техн. наук, профессор, зав. лабораторией, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве»: Россия, 392022, Тамбовская обл., г. Тамбов, пер. Ново-Рубежный, 28.
Жерновников Дмитрий Николаевич, мл. науч. сотр., ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве»: Россия, 392022, Тамбовская обл., г. Тамбов, пер. Ново-Рубежный, 28.
Сафонов Валентин Владимирович, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Техническое обеспечение АПК», ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии им. Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, пр-кт им. Петра Столыпина, зд. 4, стр. 3.
Сафонов Константин Валентинович, специалист ООО «Мировая техника»: Россия, 410017, г. Саратов, ул. Новоузенская, 8.

 

Тел.: (845-2) 74-96-56
E-mail: safonow2010sgau@yandex.ru

   
Реферат: 

Сельскохозяйственная техника некоторое время находится в режиме простоя. 9-10 месяцев в году, находясь в нерабочем состоянии основные детали двигателя комбайнов, подвергаются воздействию перепада температур, что вызывает коррозию деталей и снижает их срок службы. Одной из важных задач является защита двигателя внутреннего сгорания от коррозионного воздействия и износа. Предназначенные для использования в период хранения рабоче–консервационные и консервационные масла не нашли широкого применения в АПК Отсутствие мер по защите гильз цилиндров от коррозии и последующего износа снижает срок службы машин и увеличивает затраты на их эксплуатацию. В результате теоретической оценки динамики срабатывания присадок в двигателях внутреннего сгорания, в том числе и антикоррозионных, установлено, что теоретически определить остаточное содержание антикоррозионных присадок к моменту постановки комбайна на длительное хранение является весьма проблематичным. Теоретически обоснованы некоторые закономерности срабатывания присадки с учетом угара масла, долива свежего, что позволяет интерпретировать уравнение, определяющее степень функциональности масла в смысле противокоррозионной защиты в момент времени t. В результате экспериментальных исследований и наблюдений получены данные фактического состояния моторного масла перед постановкой комбайна на длительное хранение. В результате лабораторных испытаний установлено, что на защитные антикоррозионные свойства могут значительно влиять вязкость масла, щелочное число и его загрязненность смолами. Сравнительный анализ свойств масел М-10ДМ и масла К-17 показал превосходство последнего по защитным свойствам. Сделан вывод о возможности разработки ресурсосберегающего состава высококачественного рабоче-консервационного масла и технологии защиты двигателя от коррозии в условиях сельскохозяйственного производства и АПК.

   
Ключевые слова: масло, анализ, присадки, коррозия, износ, защита, состав, свойства, технологический процесс
   

Список литературы:

1. Гайдар С. М. Защита сельскохозяйственной техники от коррозии и износа с применением нанотехнологий: дис. … д-ра техн. наук. – М., 2011. – 433 с.

2. Школьников В. М. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник. – М.: Техинформ, 1999. – 596 с.
3. Остриков В. В., Жерновников Д. Н., Петрашев А. И., Ерохин Г. Н., Нагдаев В. К. Проблемы и задачи снижения износа и коррозии деталей двигателей зерноуборочного комбайна в период длительного простоя // Наука в центральной России. – 2021. – № 6 (54). – С. 100-105
4. Macián B., Tormos P., Olmeda Y., Gómez A. Findings from a fleet test on the performance of two engine oil formulations in automotive CNG engines // Lubrication Science. – 2015. – Vol. 27, № 1. – Pp. 15-28.
5. Остриков В. В., Прохоренков В. Д., Петрашев А. И. Топливо, смазочные и консервационные материалы: учеб. пособие. – Белгород: ГСХА, 2008. – 263 с.
6. Прохоренков В. Д. Разработка методов противокоррозионной защиты и технологических процессов хранения сельскохозяйственной техники: дис. … д-ра техн. наук. – Тамбов, 2002. – 399 с.
7. Северный А. Э. Сохраняемость и защита от коррозии сельскохозяйственной техники. – М.: ГОСНИТИ, 1993. – 233 с.
8. Черноиванов В. И., Лялякин В. П., Голубев И. Г. Инновационные проекты и разработки в области технического сервиса. – М.: ФГНУ Росинформагротех, 2010. – 96 с.
9. Скорчеллетти В. В. Теоретические основы коррозии металлов. – М.: Химия, 1973. – 263 с.
10. Westphal H. Die Restaurierung und Untershuchung eihes karolingischen Schwentes // Arbeitsblatuer fur Hestauratoren. Heft 2. – 1980. – P. 141 148.
11. Nestor Perez. Electrochemistry and corrosion science. – Springer, 2004. – ISBN1402077440, 9 781 402 077 449. – 362 p.
12. Barton K. Protection against atmospheric corrosion. Theories and Methods. – L.: John Willey, 1976. – 347 p.
13. Kaesche Н. Corrosion of metals: physicochemical principles and current problems. // Engineering materials and processes. – Springer, 2003. – ISBN3540006265, 9 783 540 006 268. – 594 p.
14. Колотыркин Я. М. Металл и коррозия. – М.: Металлургия, 1985. – 88 с.
15. Фелдман Л., Майер Д. Основы анализа поверхности и тонких пленок. – М.: Мир, 1989. – 343 с.
16. Салем Р. Р. Теория двойного слоя. – М.: Физматлит, 2003. – 104 с.
17. Цыганкова Л. Е., Вигдорович В. И., Ким Я. Р., Кичигин В. И. Оценка защитных свойств масляных покрытий с наполнителями рядом коррозион-но-электрохимических методов. // Коррозия: материалы, защита. – 2008. – № 1. – С. 37−47.
18. Шехтер Ю. H., Ребров И. Ю., Тычкин И. А., Муравьева С. И. Ингибиторы коррозии и противокоррозионные присадки // Практика противокоррозионной защиты. – 1997. – № 1. – С. 28-31.
19. Гуреев А. А., Шехтер Ю. Н., Лакоза М. И. и др. Защитные свойства сульфонатных присадок // Защита металлов. – 1977. – Т. 13, № 5. – С. 603-606.
20. Милованов В. Д., Чхеидзе О. Я. Беззольные ингибиторы коррозии к смазочным маслам и топливам // Химия и технология топлив и масел. – 1977. – № 4. – С. 57−59.
21. Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лахши В. Л. Химмотология. – М.: Химия, 1986. – 368 с.
22. Филлипов О. П., Яманина Н. С., Сыроварова А. М. Исследование возможности использования отработанных масел // Химия и химическая технология. – 2008. – Т. 51, № 4. – С. 88−91.

   
English version:

ON THE ISSUE OF PROTECTING ENGINE PARTS OF AGRICULTURAL MACHINERY FROM CORROSION WEAR DURING STORAGE

 

Ostrikov Valery Vasilyevich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Head of the Laboratory, All-Russian Research Institute for the Use of Equipment and Oil Products in Agriculture, Tambov, Russia.
Zhernovnikov Dmitry Nikolaevich, Junior Researcher, All-Russian Research Institute for the Use of Equipment and Oil Products in Agriculture, Tambov, Russia.
Safonov Valentin Vladimirovich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Head of the Depart. of Technical Support of Agriculture, Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N.I. Vavilov, Saratov, Russia.
Safonov Konstantin Valentinovich, specialist of "World Technology" LLC, Saratov, Russia.

 

Keywords: oil, analysis, additives, corrosion, wear, protection, composition, properties, technological process.

 

Abstract. Agricultural machinery has been in idle mode for some time. For 9-10 months a year, the main parts of the combine harvester engine are exposed to temperature changes, which causes corrosion of the parts and reduces their service life. One of the important tasks is to protect the internal combustion engine from corrosion and wear. Designed for use during storage, working–preservation and preservation oils have not found wide application in the agro-industrial complex. The lack of measures to protect cylinder liners from corrosion and subsequent wear reduces the service life of machines and increases the cost of their operation. As a result of a theoretical assessment of the dynamics of the activation of additives in internal combustion engines, including anticorrosive ones, it was found that theoretically it is very problematic to determine the residual content of anticorrosive additives by the time the combine is put into long-term storage. Theoretically, some regularities of the additive operation are substantiated, taking into account the oil fumes, fresh topping, which makes it possible to interpret the equation determining the degree of oil functionality in the sense of anticorrosive protection at time t. As a result of experimental studies and observations, data on the actual condition of the engine oil before placing the combine for long-term storage were obtained. As a result of laboratory tests, it was found that the protective anticorrosive properties can be significantly affected by the viscosity of the oil, the alkaline number and its contamination with resins. A comparative analysis of the properties of M-10DM oils and K-17 oil showed the superiority of the latter in terms of protective properties. The conclusion is made about the possibility of developing a resource-saving composition of high-quality working-preservation oil and technology for protecting the engine from corrosion in conditions of agricultural production and agriculture.

   
   For citation: Ostrikov, V.V., Zhernovnikov, D.N., Safonov, V.V., Safonov, K.V. (2022) On the issue of protecting engine parts of agricultural machinery from corrosion wear during storage. Nauchnaya zhizn' [Scientific Life], vol. 17, iss. 6. (in Russian)

 

К содержанию»