Рубрика: | ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ |
Страницы: | 360–376 |
Коды JEL: | |
DOI: | 10.26088/INOB.2019.59.28836 |
Авторы: |
Жданкин Николай Александрович, д-р техн. наук, профессор, академик РАЕН, президент ООО «Регул-Консалт»: Россия, 127549, г. Москва, ул. Пришвина, 15/1, оф. 3.; профессор ФГАОУ «Национальный исследовательский технический университет “МИСиС”»: Россия, 119049, г. Москва, Ленинский пр., 4. Тел.: (495) 228-74-71 E-mail: regul-consult@mail.ru |
Реферат: | В статье рассматриваются современные проблемы системы образования в России, связанные со слабым качеством образования, которое является следствием ориентации России на сырьевую экономику, малого объема перерабатывающего производства, узкого рынка труда, малых доходов бюджета, нехватки финансирования всей системы образования, большого размаха коррупции, слабой мотивации профессорско-преподавательского состава (ППС) ввиду низкой зарплаты и пр. Показано, что проблемы очень серьезные и реально мешают развитию страны. С помощью подходов инновационного менеджмента, таких как метод Киплинга, звездообразная диаграмма, диаграмма Исикавы и лестничная диаграмма, произведен разбор проблем и выявлены главные причины слабой системы образования, основные из которых – это отсутствие стратегии развития России, отсутствие госзаказа на специалистов, малый бюджет, слабое финансирование всей системы и пр. Генерирование идей, выполненное с помощью инновационных подходов, таких как мозговой штурм, стимулирование процесса достижения целей, игра в пословицы, метод синектики и др., показало основные направления решения проблемы. Главные из них заключаются в приеме и подготовке высококвалифицированного ППС, индивидуальном подходе к выбору специальности студентами, применении интерактивных методов обучения в виде тренингов, деловых игр, эффективной борьбе с коррупцией, сотрудничестве государства, предприятий и вузов, разработке учебных планов и программ обучения под запросы рынка труда, разработке стратегии инновационного развития России, направленной на диверсификацию производства, создание новых рабочих мест и повышение качества образования, и пр. Все это поможет создать достойную систему образования, которая станет основой для развития страны. |
Ключевые слова: | cистема образования, ситуация на рынке труда, спрос и предложение, инновационные подходы, разбор проблем, выявление главных причин и генерирование идей. |
Список литературы: |
1. Жданкин Н. А., Баласанова Д. А. Как повысить мотивацию студентов к учебе инновационными подходами // Ректор ВУЗа, 2013, – № 3. – С. 50–57. 2. Жданкин Н. А., Суанов В. М. Инновационный подход к решению проблемы трудоустройства выпускников // Ректор вуза, 2014, – № 3. – С. 4–13. 3. Жданкин Н. А. Решение проблем трудоустройства выпускников // Кадровик, 2014, – № 7. – С. 98–110. 4. Жданкин Н. А., Андреева Д.С. О необходимости тайм-менеджмента для студентов, или Как научить студентов ценить время // Alma mater (Вестник высшей школы), 2015, – № 7. – С. 85–92. 5. Жданкин Н. А. Как научить студентов созданию инноваций // Ректор вуза, 2016, – № 11. – С. 58–59. 6. Жданкин Н. А., Ахмедова Т. Ш. Как перекрыть «утечку мозгов» за рубеж с помощью инноваций // Ректор вуза, 2016, – № 4. – С. 50–59. 7. Жданкин Н. А. Инновационный менеджмент: учебник (для бакалавров) / М. : КноРус, 2017. – 315 с. 8. Роструд подсчитал число работающих по специальности россиян. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lenta.ru/ news/2017/06/07/rostrud. |
English version: |
SOLVING THE PROBLEMS OF THE EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA BY MEANS OF INNOVATIONS Zhdankin Nikolay Aleksandrovich, Dr. of Tech. Sci., Prof., National University of Science and Technology MISIS, Moscow, Russia. Keywords: education system, labor market situation, supply and demand, innovative approaches, problem analysis, identifying the main causes and generating ideas. Abstract. The article examines the current problems of the education system in Russia related to the poor quality of education, which is a consequence of Russia’s orientation to the raw materials economy, small processing output, a narrow labor market, low budget revenues, lack of funding for the entire education system, large scale of corruption, low motivation of the teaching staff due to the low wages, etc. It is shown that the problems are very serious and really hinder the development of the country. Using innovative management approaches, such as the Kipling method, a star diagram, Ishikawa diagram and a ladder diagram, the problems were analyzed and the main reasons for the weak education system were identified, the main of which is the lack of development strategy for Russia, the lack of government order for specialists, small budget, weak financing of the entire system, etc. Generation of ideas, carried out using innovative approaches, such as brainstorming, stimulating the process of achieving goals, the game of proverbs, synectics method et al., showed the main directions of solving the problem. The main ones are the admission and training of highly qualified teaching staff, an individual approach to the choice of a specialty by students, the use of interactive teaching methods in the form of trainings, business games, an effective fight against corruption, cooperation of the state, enterprises and universities, the development of curricula and training programs for market needs development of a strategy of innovative development of Russia aimed at diversifying production, creating new jobs and improving the quality of education, etc. It can create a decent education system, which will be the basis for the development of the country. REFERENCES 1. Zhdankin N. А., Balasanova D. А. How to increase students’ motivation to study with innovative approaches // Rector of the University, 2013, – No. 3. – Р. 50–57. 2. Zhdankin N. A., Suanov V. M. Innovative approach to solving the problem of graduates’ employment // Rector of the University, 2014, – No. 3. – Р. 4–13. 3. Zhdankin N. А. Solving the problems of graduates’ employment // Kadrovik, 2014. – No. 7. – Р. 98–110. 4. Zhdankin N. A., Andreeva D.S. On the need for time management for students, or How to teach students to appreciate time // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly), 2015. – No. 7. – Р. 85–92. 5. Zhdankin N. А. How to teach students to create innovations // Rector of the University, 2016. – No. 11. – Р. 58–59. 6. Zhdankin N. A., Akhmedova T. Sh. How to block the “brain drain” abroad with the help of innovations // Rector of the University, 2016. – No. 4. – Р. 50–59. 7. Zhdankin N. А. Innovation management: a textbook (for bachelors) / M.: KnoRus, 2017. – 315 p. 8. Rostrud calculated the number of employed in the specialty of Russians. [Electronic resource] – Access mode: https://lenta.ru/news/2017/06/07/rostrud. |