НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

СЕМЕЙНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 14, ВЫПУСК 3, 2024

Рубрика: ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Коды JEL: I25, I26
DOI: 10.26088/2226-0226-2024-14-3-519-529
   
Для цитирования:

Колесов В. И., Архиповская Е. П. Семейное наставничество как национальная идея формирования семейных ценностей в современной России // Научное обозрение: теория и практика. 2024. Т. 14. Вып. 3 (103). С. 519–529. DOI: 10.26088/2226-0226-2024-14-3-519-529

   
Авторы: 

Колесов Владимир Иванович, д-р пед. наук, канд. экон. наук, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор межфакультетской кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины», Лужский институт (филиал) ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина»: Россия, 188230, Ленинградская обл., г. Луга, пр. Володарского, 52А.
Архиповская Елена Петровна, прикреплённое лицо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»; зам. декана факультета Лужского института (филиал) ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина»: Россия, 188230, Ленинградская обл., г. Луга, пр. Володарского, 52А.

 

Тел.: (968) 190-98-70
E-mail: vi_kolesov@mail.ru

   
Реферат: 

Авторами статьи рассматривается архиактуальная и важная проблема в третьем тысячелетии. В работе рассмотрена национальная идея в семейном наставничестве, рассматривается роль семейного наставничества в России, какая основная роль в этом сложном воспитательном процессе отводится государству Российской Федерации, какую помощь в этом направлении она должна оказать семьям, которые в ней нуждаются граждане России, в чем заключается весь посыл, в реализации данной проблемы в современном социуме. Приведены понятия «семейное наставничество», «наставник».  Рассмотрены основы проекта Национальной стратегии развития воспитания в Российской Федерации, значение семьи в повышении демографии страны. Приведены приоритеты государственной семейной политики согласно Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации. Приведены базовые стратегии семейного наставничества в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Приводятся цитаты главы государства и депутатов государственной думы, подтверждающие актуальность и важность затронутой темы, особенно для повышения демографии страны. Обсуждаются предложения Президента Российской Федерации, касающиеся семейной политики: о поддержке многодетных и молодых семей, воспитании общества, воспитании родителями собственных детей, развитии всех видов дошкольного и дополнительного образования. Обсуждается инициатива Президента Российской Федерации об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большое внимание уделено особенностям семейного наставничества, помощи семье семейного наставника.

   
Ключевые слова:

семья, семейное наставничество, формирование личности, мировоззрение человека, национальная идея, семейный институт, благополучие семьи, христианские традиции

   
Список литературы:

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве. – М.: ЭКСМО, 2015. – 469 с.

2. Ахметова С. Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний // Креативная экономика. – 2012. – № 7. – С. 98–104.
3. Багракова А. Я. Наставничество в организации // Управление развитием персонала. – 2008. – № 4.
4. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.
5. Бойцова С. В. реализация модели семейного наставничества в рамках комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, Улан-Удэ, 22–23 сентября 2022 года / Отв. редактор Ю. Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2022. – С. 34-35.
6. Добролюбов Н. А.: уроки наставничества в преданности высоким нравственным идеалам и служению Отчизне посредством сохранения материальной и нематериальной культуры: сборник докладов Международных научных конференций, Нижний Новгород, 23 ноября 2022 года – 24 2023 года. – Нижний Новгород: «Издательский салон» ИП Гладкова О.В.; МБУК «Государственный литературно-мемориальный музей Н.А. Добролюбова», 2023. – 250 с.
7. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономика и образование. – 2016. – С. 92–112.
8. Колесов В. И. Семейная педагогика и семьеведение: учебник для вузов / В. И. Колесов – 2-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Лань, 2024, 592 с.
9. Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия воспитания талантов и передачи знаний. – М.: Изд-во Баланс клуб, 2002. – 192 с.
10. Невская Л. В., Эсаулова И. А. Система развития инновационного кадрового потенциала предприятий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2013. – № 21. – С. 72–76.
11. Семья и школа: единство взглядов / авт.-сост. Н. П. Бурдыко, Л. М. Волкова. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 176 с.
12. Сорокина О. А., Сорокин А. С., Сорокин Е. С. Семейное наставничество в туризме // Колпинские чтения по краеведению и туризму : материалы VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 31 марта 2023 года. – Санкт-Петербург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования", 2023. – С. 225-233
13. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. – Москва : Мол. гвардия, 1988. – 309 с.
14. Яковлева А. К. Роль наставничества в современном образовании // Молодой ученый. – 2023. – № 29.1 (476.1). – С. 42-44. – URL: https://moluch.ru/archive/476/104991 (дата обращения: 06.03.2024).

   
English version:

FAMILY MENTORING AS A NATIONAL IDEA THE FORMATION OF FAMILY VALUES IN MODERN RUSSIA

 

Kolesov Vladimir Ivanovich, Dr. of Ped. Sci., Cand. of Econ. Sci., Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Prof. of the Interfaculty Depart. of Humanities and Natural Sciences, Luga Institute (branch) of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin, Luga, Russia.
Arkhipovskaya Elena Petrovna, Attached person of Institute for Strategy of Education Development; Deputy Dean of the Faculty of the Luga Institute (branch) of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin, Luga, Russia.

 

Keywords: family, family mentoring, personality formation, human worldview, national idea, family institution, family well-being, Christian traditions.

 

Abstract. The authors of the article consider an archiactual and important problem in the third millennium. The paper examines the national idea in family mentoring, examines the role of family mentoring in Russia, what is the main role in this complex educational process assigned to the state of the Russian Federation, what assistance in this direction it should provide to families who need it from Russian citizens, what is the whole message, in the implementation of this problem in modern society. The concepts of "family mentoring" and "mentor" are given.  The basics of the draft National Strategy for the development of education in the Russian Federation, the importance of the family in increasing the demography of the country are considered. The priorities of the state family policy according to the Concept of state family policy in the Russian Federation are given. The basic strategies of family mentoring in accordance with the Constitution of the Russian Federation are given. Quotes from the head of state and deputies of the State Duma are provided, confirming the relevance and importance of the topic raised, especially for improving the demography of the country. The proposals of the President of the Russian Federation concerning family policy are being discussed: support for large and young families, education of society, parenting of their own children, development of all types of preschool and additional education. The initiative of the President of the Russian Federation on public control over the rights of orphans and children left without parental care is being discussed. Much attention is paid to the specifics of family mentoring, helping the family of a family mentor.

   
 For citation:

Kolesov, V.I., Arkhipovskaya, E.P. (2024) Family mentoring as a national idea the formation of family values in modern Russia. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 14, iss. 3 (103), pp. 519–529 (in Russian) DOI: 10.26088/2226-0226-2024-14-3-519-529

 

К содержанию»