Рубрика: | ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ |
Коды JEL: | К30 |
DOI: | 10.26088/2226-0226-2024-14-3-464-472 |
Для цитирования: |
Бурлаков В. И. Бюрократия как фактор правового и институционального риска // Научное обозрение: теория и практика. 2024. Т. 14. Вып. 3 (103). С. 464–472. DOI: 10.26088/2226-0226-2024-14-3-464-472 |
Авторы: |
Бурлаков Владимир Иванович, Председатель Чувашской региональной общественной организации содействия развитию гражданского общества «Опора гражданского диалога»: Россия, 432000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Кооперативная, 4.
Тел.: (908) 302-67-75 |
Реферат: |
В предложенной статье предпринята попытка анализа бюрократии как фактора правового и институционального риска. Признаки бюрократии выделены и сгруппированы по характеру их воздействие на другие институты общества; так выделены и описаны на примерах условно-опосредованные и непосредственные признаки бюрократии. Отмечено, что само воздействие бюрократии на институты общества может быть непосредственным, когда управляющий и управляемый находиться в одном функционально-целевом пространстве, так и опосредованном, через другие институты. В статье разведены понятия «бюрократии» и «бюрократизм», что в свою очередь позволило определить место бюрократии в управленческо-регулятивном пространстве общества. В процессе анализа признаков бюрократии прослеживается механизм трансформации бюрократии в бюрократизм. В работе дано определение правовому риску, обосновывается его «первичность» по отношению к институциональному риску. В статье отмечается, что позитивное право, имея инструментальный характер, взаимодействует с «человеческим фактором», образуя «процессуальное единство», которое в свою очередь может преобразовать совокупность признаков бюрократии – функциональный потенциал в дисфункциональный. Из предложенного в статье анализа признаков бюрократии очевидно, что они носят амбивалентный характер – одни и те же признаки потенциально разнонаправлены. Это значит, что законодательство в управленческо-регулятивном пространстве должно «избегать» двусмысленности. Настоящая статья имеет междисциплинарный характер, может представлять интерес управленцам. |
Ключевые слова: |
бюрократия, бюрократизм, правовой риск, институциональный риск, общество, общество риска, рискогенное общество, государство, личность |
Список литературы: |
1. Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. – М.: Мысль, 1989. – 187 с. 2. Бюрократия в современном мире: теории и реалии жизни / Российская академия наук, Институт философии; Отв. редактор В. Н. Шевченко. – М.: ИФРАН, 2008. – 195 с. |
English version: |
BUREAUCRACY AS A FACTOR OF LEGAL AND INSTITUTIONAL RISK
Burlakov Vladimir Ivanovich, Chairman of the Chuvash regional public organization for the promotion of civil society "Support of civil dialogue", Cheboksary, Russia. Keywords: bureaucracy, bureaucracy, legal risk, institutional risk, society, risk society, risky society, state, personality.
Abstract. The proposed article attempts to analyze bureaucracy as a factor of legal and institutional risk. The signs of bureaucracy are highlighted and grouped by the nature of their impact on other institutions of society; conditionally mediated and direct signs of bureaucracy are highlighted and described using examples. It is noted that the very impact of bureaucracy on the institutions of society can be direct when the manager and the managed are in the same functional target space, or indirectly through other institutions. The article separates the concepts of "bureaucracy" and "bureaucracy", which in turn made it possible to determine the place of bureaucracy in the managerial and regulatory space of society. In the process of analyzing the signs of bureaucracy, the mechanism of transformation of bureaucracy into bureaucracy is traced. The paper defines legal risk and substantiates its "primacy" in relation to institutional risk. The article notes that positive law, having an instrumental character, interacts with the "human factor", forming a "procedural unity", which in turn can transform a set of signs of bureaucracy – a functional potential into a dysfunctional one. From the analysis of the signs of bureaucracy proposed in the article, it is obvious that they are ambivalent in nature – the same signs are potentially multidirectional. This means that legislation in the managerial and regulatory space should "avoid" ambiguity. This article is interdisciplinary in nature and may be of interest to managers. |
For citation: |
Burlakov, V.I. (2024) Bureaucracy as a factor of legal and institutional risk. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 14, iss. 3 (103), pp. 464–472 (in Russian) DOI: 10.26088/2226-0226-2024-14-3-464-472 |