НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 14, ВЫПУСК 3, 2024

Рубрика: ФИНАНСЫ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Коды JEL: D10
DOI: 10.26088/2226-0226-2024-14-3-447-456
   
Для цитирования:

Нестерова О. А., Петрова Т. А. Исследование уровня финансовой грамотности школьников Томской области // Научное обозрение: теория и практика. 2024. Т. 14. Вып. 3 (103). С. 447–456. DOI: 10.26088/2226-0226-2024-14-3-447-456

   
Авторы: 

Нестерова Оксана Анатольевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и предпринимательство» технолого-экономического факультета, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»: Россия, 634061, Томская обл., г. Томск, ул. Киевская, 60.
Петрова Татьяна Адольфовна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и предпринимательство» технолого-экономического факультета, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»: Россия, 634061, Томская обл., г. Томск, ул. Киевская, 60.

 

Тел.: (913) 114-11-90
E-mail: nesterova@tspu.edu.ru

   
Реферат: 

В статье обосновывается актуальность оценки финансовой грамотности школьников, подчеркивается роль системы образования в ее формировании; рассмотрены основные существующие методики оценки уровня финансовой грамотности населения: опрос Института фонда «Общественное мнение», оценка функциональной грамотности по методологии международных исследований Федеральным институтом оценки качества образования, а также методика Национального агентства финансовых исследований. К выявленным недостаткам в части использования обозначенных методик в оценке финансовой грамотности школьников относятся: респондентами выступает взрослое население (по методике НАФИ), оценка дается в корреляции с функциональной грамотностью (по ФИОКО), опрос ведется по достаточно узкому понятийному ряду, маленьких охват Рамки компетенций по финансовой грамотности. Авторами предложено оценивать уровень финансовой грамотности по результатам олимпиады, задания которой необходимо составлять на основе рамочного подхода, т.е. они должны быть разработаны по всем темам и предметным областям обновленной Единой рамки компетенций по финансовой грамотности. Описан опыт Томского государственного педагогического университета в части организации и проведения региональной олимпиады школьников по финансовой грамотности. Даны основные выводы по ее качественным параметрам с делением результатов на предметные области. Охарактеризованы основные проблемы в формировании финансовой грамотности школьников. Также поясняется, что данный подход был использован разработчиками только в 2023 году, тогда как олимпиада проводится на протяжении трех лет, что не дает возможности представления сравнительных результатов ее качества. Запланированная олимпиада на 2024 год будет организована на основе преемственности рамочного подхода, заявлен посыл на дальнейшее исследование в данном направлении.

   
Ключевые слова:

финансовая грамотность, финансовая культура, уровень финансовой грамотности, методика оценки, рамочный подход

   
Список литературы:

1. Куровский С. В., Соснин Д. А., Мишин Д. А. Финансовая грамотность населения как фактор конкурентоспособности региона // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15, № 5.

2. Окорокова О. А., Маляренко В. В., Скичко А. А. Финансовая грамотность населения как фактор экономического развития РФ // The Scientific Heritage. – 2021. – № 79. – С. 47-50.
3. Никитина Т. В., Дембинскайте В. С., Скалабан М. П. Финансовая грамотность и ее детерминанты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 5 (125). – С. 78-83.
4. Санфирова О. В., Нестерова О. А. Влияние финансовой грамотности населения на объективные и субъективные факторы благополучия // Сборник материалов Международной научно-практической конференции: Вызовы и риски в условиях глобализации общества, экономики и их правовое регулирование, г. Москва, 10 ноября 2021 г. – Москва: ООО «ИРОК», 2021. – 111 с., С. 53-57.
5. Маркова А. В., Нестерова О. А. Роль педагогического университета в формировании финансовой грамотности будущих учителей // Классический университет: история и современность. Материалы II-й Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвящённой 90-летию Удмуртского государственного университета. – Ижевск, 2021. С. 270-274.
6. Берзон Н. И., Силина С. Н. Финансовая культура как результат финансового образования // Евразийский союз ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2019. – № 1 (58), Ч. 5. – С. 22-35.
7. Ambarkhane D., Venkataramani B., Shekhar Singh A. Financial Literacy Index for College Students // Annual Research Journal of Symbiosis Centre for Management Studies, Pune. – April 2015. – Vol. 3. – Pp. 1–25.
8. Personal Finance Pedagogy. – Режим доступа: http://files.consumerfinance.gov/f/documents/-092016_cfpb_PedagogyModel.pdf (Дата обращения: 25.12.2023)
9. Financial Capability Survey. – Режим доступа: https://www.fincap.org.uk/financial-capability-survey (Дата обращения: 11.02.2024)
10. Исследование уровня финансовой грамотности: четвертый этап. – Режим доступа: https://cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_4 (Дата обращения 26.12.2023).
11. Ковалева Г. С., Колачев Н. И. Функциональность проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся». – 2023. – Т. 2, № 1 (90). – С. 9–32. doi: 10.2441
12. Финансовая грамотность Россиян – 2023. Динамика ключевых показателей. Тренды. Финансовое поведение. Цифровые компетенции / аналитический доклад. – Режим доступа: https://nafi.ru/projects/finansy/finansovaya-gramotnost-rossiyan-2023 (Дата обращения: 15.01.2024).

   
English version:

RESEARCH ON THE LEVEL OF FINANCIAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN OF THE TOMSK REGION

 

Nesterova Oksana Anatolyevna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof. of the Depart. of Economics and Entrepreneurship, Faculty of Technology and Economics, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia.
Petrova Tatyana Adolfovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof. of the Depart. of Economics and Entrepreneurship, Faculty of Technology and Economics, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia.

 

Keywords: financial literacy, financial culture, level of financial literacy, assessment methodology, framework approach.

 

Abstract. The article substantiates the relevance of assessing financial literacy of schoolchildren, emphasizes the role of the education system in its formation; examines the main existing methods for assessing the level of financial literacy of the population: a survey by the Institute of the Public Opinion Foundation, an assessment of functional literacy according to the methodology of international studies by the Federal Institute for Educational Quality Assessment, as well as the methodology of the National Agency for Financial Research. The identified shortcomings regarding the use of these methods in assessing financial literacy of schoolchildren include: the respondents are the adult population (according to the NAFI methodology), the assessment is given in correlation with functional literacy (according to FIOKO), the survey is conducted according to a fairly narrow conceptual range, the scope of competencies in financial literacy is limited. The authors proposed to assess the level of financial literacy based on the results of the Olympiad, the tasks of which should be based on a framework approach, i.e. They should be developed on all topics and subject areas of the updated Unified Competence Framework for Financial Literacy. The article describes the experience of Tomsk State Pedagogical University in organizing and conducting a regional olympiad of schoolchildren on financial literacy. The main conclusions on its qualitative parameters are given, with the division of the results into subject areas. The main problems in the formation of financial literacy of schoolchildren are characterized. It is also explained that this approach was used by the developers only in 2023, whereas the Olympiad has been held for three years, which makes it impossible to present comparative results of its quality. The planned Olympiad for 2024 will be organized on the basis of the continuity of the framework approach, and the promise for further research in this direction has been announced.

   
 For citation:

Nesterova, O.A., Petrova, T.A. Research on the level of financial literacy of schoolchildren of the Tomsk region. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 14, iss. 3 (103), pp. 447–456 (in Russian) DOI: 10.26088/2226-0226-2024-14-3-447-456

 

К содержанию»