НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА «АГРОИННОВАТОР» АКСЕЛЕРАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АГРОБИЗНЕСЕ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 12, ВЫПУСК 5, 2022

Рубрика: ИННОВАЦИИ
Коды JEL: Q16
DOI: 10.35679/2226-0226-2022-12-5
   
Для цитирования:

Воротников И. Л., Моренова Е. А., Шмелев А. П. Цифровая система «Агроинноватор» акселерации инновационных проектов в агробизнесе // Научное обозрение: теория и практика. 2022. Т. 12. Вып. 5

   
Авторы: 

Воротников Игорь Леонидович, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Проектный менеджмент и внешнеэкономическая деятельность в АПК», и. о. проректора по научной и инновационной работе, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии им. Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, пр-кт им. Петра Столыпина, зд. 4, стр. 3.
Моренова Елена Александровна, канд. экон. наук, доцент, ст. науч. сотр. лаборатории прикладных и фундаментальных исследований, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии им. Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, пр-кт им. Петра Столыпина, зд. 4, стр. 3.
Шмелев Алексей Петрович, соискатель кафедры «Проектный менеджмент и внешнеэкономическая деятельность в АПК», ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии им. Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, пр-кт им. Петра Столыпина, зд. 4, стр. 3.

 

Тел.: (845-2) 23-72-60, доб. 350
E-mail: morenowa@yandex.ru

   
Реферат: 

Актуальность и цели. В статье рассматриваются особенности реализации программ акселерации на базе аграрных вузов, которые являются одним из инструментов вовлечения талантливой молодежи в предпринимательскую деятельность. Цель данного исследования – является анализ акселерационных программ и разработка практических рекомендаций по реализации акселераторов на базе аграрного вуза. Материалы и методы. В процессе исследования были использованы методы системного анализа, абстрактно-логический метод, применены методы, позволившие выделить ключевые характеристики бизнес-акселераторов, методы комплексного и структурно-динамического анализа, экспертных оценок (расстановки приоритетов). Результаты. В статье представлено современное состояние потребностей запросов государства и работодателей, в частности, в кадрах, готовых к предпринимательской активности. Обоснована необходимость во внедрении проектно-ориентированных интенсивов и акселерационных программ, как инструментов интенсивного развития инновационных идей. Обсуждение Обосновано формирование входной воронки акселерационной программы из числа ведущих агарных вузов страны в консорциуме с Вавиловским университетом, последовательное обучение теоретическим основам, формирование агропроектов и практико-ориентированная подготовка на базе модельных агроструктур университета. В статье представлена модель организационной структуры, осуществляющей управление акселерационной программой, которая позволяет вовлечь в реализацию акселератора структурные подразделения университетов, менторов, экспертов и индустриальных партнеров. Выводы. Реализация акселерационных программ на базе вузов позволит активнее развивать стартап-индустрию в современных реалиях экономики, когда каждый успешный стартап привносит свой вклад в развитие экономики формируя при этом технологический суверенитет страны.

   
Ключевые слова:

проект, стартап, аграрные вузы. предпринимательская деятельность, акселерационная программа, акселератор

   
Список литературы:

1. Воротников И. Л., Моренова Е. А. Теоретико-методологические особенности проектирования инновационной деятельности агробизнеса // Инновационная деятельность. – 2021. – № 3 (58). – С. 12-21.

2. Горюнова Л. В. Интеграция образования и производства как направление развития системы профессионального образования в условиях развивающейся России / Сб. тр. I Всероссийской научно-практической конференции «Современное непрерывное образование»; под ред. А. Н. Царькова и И. А. Бугакова. – Серпухов: Межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики», 2011. – С. 82-86.
3. Землина Е. М. Акселерационные программы как средство формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности. – [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/akseleratsionnye-programmy-kak-sredstvo-formirovaniya-gotovnosti-studentov-k-predprinimatelskoy-deyatelnosti
4. Землина Е. М. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся в условиях ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 26-36. URL: http://e-koncept.ru/2019/191063.htm
5. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Вузы получат более 1 млрд рублей на запуск акселерационных программ по развитию навыков технологического предпринимательства. – [Электронный ресурс]: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/53532/
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в редакции ФЗ от 25.12.2018г. №497-ФЗ). – [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/. Дата обращения 05.12.2020.
7. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 №1083-р (ред. от 30.03.2018). – [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462
8. Создать собственный бизнес-проект можно и в статусе студента. Как работает программа «Стартап как диплом». – [Электронный ресурс]: https://news.rambler.ru/education/44448803/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
9. Разработка рекомендаций по актуализации баз данных агропромышленного комплекса муниципальных образований Саратовской области / сост. Воротников И. Л. и др. – Саратов: Издательство Саратовского ГАУ, 2016. – 52 с.
10. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2016 году. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. – 240 с.
11. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm (дата обращения 31.08.2017).
12. Российская Федерация. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/43027

   
English version:

DIGITAL SYSTEM "AGROINNOVATOR" FOR ACCELERATION OF INNOVATIVE PROJECTS IN AGRIBUSINESS

 

Vorotnikov Igor Leonidovich, Dr. of Econ. Sci., Prof., Head of the Depart. of Project management and foreign economic activity in the agro-industrial complex, Vice-rector for Research and Innovation, Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N. I. Vavilov, Saratov, Russia.
Morenova Elena Aleksandrovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Senior Researcher of the Laboratory of Applied and Basic Research, Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N.I. Vavilov, Saratov, Russia.
Shmelev Aleksey Petrovich, applicant of the Depart. of Project management and foreign economic activity in the agro-industrial complex, Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N.I. Vavilov, Saratov, Russia.

 

Keywords: project, startup, agricultural universities. entrepreneurial activity, acceleration program, accelerator.

 

Abstract. Relevance and goals. The article discusses the features of the implementation of acceleration programs on the basis of agricultural universities, which are one of the tools for involving talented youth in entrepreneurial activities. The purpose of this study is to analyze acceleration programs and develop practical recommendations for the implementation of accelerators on the basis of an agricultural university. Materials and methods. In the course of the study, methods of system analysis, an abstract-logical method were used, methods were applied that made it possible to identify the key characteristics of business accelerators, methods of complex and structural-dynamic analysis, expert assessments (prioritization). Results. The article presents the current state of the needs of the state and employers, in particular, in personnel ready for entrepreneurial activity. The need for the introduction of project-oriented intensives and acceleration programs as tools for the intensive development of innovative ideas is substantiated. Discussion The formation of the input funnel of the acceleration program from among the leading agrarian universities of the country in a consortium with Vavilov University, consistent teaching of the theoretical foundations, the formation of agricultural projects and practice-oriented training on the basis of model agrostructures of the university is substantiated. The article presents a model of the organizational structure that manages the acceleration program, which makes it possible to involve structural divisions of universities, mentors, experts and industrial partners in the implementation of the accelerator. Findings. The implementation of acceleration programs on the basis of universities will allow to actively develop the start-up industry in the modern realities of the economy, when every successful start-up contributes to the development of the economy, while forming the technological sovereignty of the country.

   
 For citation:

Vorotnikov, I.L., Morenova, E.A., Shmelev, A.P. (2022) Digital system "Agroinnovator" for accelerating innovative projects in agribusiness. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 12, iss. 5 (in Russian)

 

К содержанию»