Рубрика: | ЭКОНОМИКА ТРУДА |
Страницы: | 1025–1041 |
Коды JEL: | M5, М12 |
DOI: | 10.35679/2226-0226-2020-10-6-1025-1041 |
Для цитирования: | Шашло Н. В., Петрук Г. В. Механизм мотивации интеллектуальной активности персонала в условиях цифровых трансформаций // Научное обозрение: теория и практика 2020. Т. Вып. С. 1025–1041. DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-6-1025-1041 |
Авторы: |
Шашло Нина Владимировна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и управление», заведующий отделом аспирантуры и докторантуры, ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»: Россия, 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41. Петрук Галина Владимировна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и управление», директор департамента научно-исследовательской работы, ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»: Россия, 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41.
Тел.: (999) 615-95-07 E-mail: ninelllsss@gmail.com |
Реферат: | Статья направлена на совершенствование концептуальных, теоретико-методологических и прикладных аспектов формирования механизма мотивации интеллектуальной активности персонала в условиях цифровых трансформаций. Актуальность проведенного исследования подтверждается доминированием интеллектуального фактора в функционировании университетов как ключевого в достижении целей деятельности в призме цифровизации. В статье получил дальнейшее развитие понятийно-категориальный аппарат проблематики мотивации интеллектуальной активности персонала. Определена важность «интеллектуализационных» тенденций в современных условиях развития общества. Выявлены основополагающие принципы интеллектуального роста. Расширены классификационные аспекты мотивов, побуждающих сотрудника к интеллектуально-знаниевой и инновационной деятельности. Выделена классификационная структура мотивов, представленная следующими группами: психологически-познавательные; когнитивно-интеллектуальные; эмоционально-мотивационные; материально-ценностные; социально-коммуникативные. Сформированы концептуальные положения процесса формирования механизма мотивации интеллектуальной активности персонала. Предложена модель мотивации интеллектуальной активности персонала на основе мотивационной теории подкрепления Б. Скинера. Разработано методологическое обеспечение формирования механизма мотивации интеллектуальной активности персонала как целевой функции менеджмента в условиях цифровых трансформаций. Сформирован алгоритм процесса формирования механизма мотивации интеллектуальной активности персонала, включающий совокупность стадий с описанием составляющих элементов и процессов их осуществления. Охарактеризованы инструменты механизма мотивации интеллектуальной активности персонала, применяемые в практике управления конкретного университета. Выделены получаемые эффекты от внедрения инструментов механизма мотивации интеллектуальной активности персонала университета в виде определенных мотивов. Особенную ценность данная статья представляет для топ-менеджмента университетов, которым необходимо управлять интеллектуальной активностью персонала, а также мотивировать научно-педагогических работников в условиях глобальной цифровых трансформаций. |
Ключевые слова: | мотивация, интеллектуализация, интеллектуальная активность, механизм, ученый, цифровая экономика, рейтинговая система, научная школа |
Список литературы: |
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 2004. – 944 с. 2. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / пер. с англ. – М.: Поколение, 2007. – 368с. 3. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – Москва: ЮНИТИДАНА, 2015. – 577 c. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.iprbookshop.ru/52064.html. ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 17.05.2020). 4. Толстоухов А. П., Михайлова А. В. Мотивация персонала как фактор эффективности в условиях цифровой экономики // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 50–55. 5. Черный В. В. Развитие экономики по законам цифрового общества: интеллектуальная активность и гравитационные эффекты // В книге: Современные тенденции в научном обеспечении АПК Верхневолжского региона Коллективная монография : в 2 томах. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Верхневолжсий аграрный научный центр». – Суздал, 2018. – С. 249–254. 6. Константинова Е. В. Интеллектуализация систем управления промышленными производствами. Монография. – М.: Изд-во: National Research, 2018. – 344с. 7. Новожилова Н. В. Интеллектуализация труда в информационном обществе. Монография. – Ч.: Изд-во: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. Чебоксары, 2019. – 188 с. 8. Яковлева Е. В. Инновационноориентированная интеллектуализация персонала : понятие и подход к управлению // The Genesis of Genius. –2017. – № 1. – С. 17–24. 9. Коломиец Б. К. Глобальная интеллектуализация: современный цикл // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2019. – № 1. – С. 80–87. DOI: 10.20339/AM.01- 19.080. 10. Авилкина С. В., Сухарева М. А. О сущности подходов к определению понятия «Интеллектуализация экономики» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – №2. – С. 20–29. DOI: 10.25198/2077- 7175-2019-2-20. 11. Макаревич О. В. Интеллектуальный капитал предприятия : факторы появления и функции // Danish Scientific Journal. – 2020. – № 35-4. – С. 26–28. 12. Кузубов А. А., Шашло Н. В. Теоретические аспекты формирования рынка высокотехнологических услуг как ключевого фактора инновационного развития мирового хозяйства // Экономика: теория и практика. – 2017. – № 1(45). – С. 26–30. 13. Бутина А. В. Условия интеграции российских интеллектуалов в гражданскую самоорганизацию // Политическая концептология. – 2012. – № 1. – С. 97–104. 14. Юдина С. В. Система управления интеллектуальным трудом в корпорации // Вестник НГУЭУ. – 2014. – № 1. – С. 252–261. 15. Андреева Т. Е. Особенности мотивации работников интеллектуального труда: первичные результаты исследования // Российский журнал менеджмента. – 2010. – Т. 8, № 2. – С. 47–68. 16. Мингалёва Ж. А., Депутатова Л. Н. Двойственность мотивации интеллектуального труда работников // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2016. – № 2. – С. 209–219. 17. Петрук Г. В., Шашло Н. В. Инструменты решения приоритетных задач национального проекта «Наука»: практика университетов // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2019. – Т. 11, № 3. – С. 177–189. DOI: 10.24866/ VVSU/2073-3984/2019-3/177-189. 18. Petruk G. V., Shashlo N. V. Implementation of the Science Development Strategy: New and Non-Standard Solutions // Dilemas contemporaneos-educacion politica y valores. – 2019. – Vol. 7(1). 19. Кузубов A. A. Формирование нематериальной составляющей групповой трудовой мотивации // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. – № 1(22). – С. 147–150. 20. Gerasimova O. Ya., Kryachko V. I. Academic career of young scientists: motivations and professional roles // Управленец. – 2019. – Т. 10, № 6. – С. 77–87. DOI: 10.29141/2218- 5003-2019-10-6-7. 21. Нижник В. М. Соціальнотрудовий потенціал: формування, забезпечення та розвиток у підвищенні економічної безпеки. Монографія / ред. Нижник В. М. – Хмельницький: ХНУ, 2018. – 607 с. 22. Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Департамент государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/inst.php?id=28 (дата обращения: 10.04.2020). 23. Наукометрическая база данных Scopus [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scopus.com (дата обращения: 10.05. 2020). 24. Наукометрическая база данных Web of Science [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://apps.webofknowledge.com (дата обращения: 15.05. 2020). 25. Стратегия развития Владивостокского государственного университета экономики и сервиса до 2023 года. – 75 с. 26. Положение о целевой подготовке в магистратуре и аспирантуре ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса: утв. приказом ректора № 646 от 26.06.2018г. 27. Положение о научной школе ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»: утв. приказом ректора № 86 от 05.02.2019 г. |
English version: |
MECHANISM OF MOTIVATING PERSONNEL INTELLECTUAL ACTIVITY IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATIONS
Shashlo Nina Vladimirovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Depart. of Economics and Management, Head of the Department of Postgraduate and Doctoral Studies, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia. Petruk Galina Vladimirovna, Cand. of Pedagogy, Ass. Prof., Depart. of Economics and Management, Director of the Research Department, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia.
Keywords: motivation, intellectualization, intellectual activity, mechanism, scientist, digital economy, rating system, scientific school. Abstract. The article is aimed at improving conceptual, theoretical, methodological and applied aspects of forming the mechanism for personnel intellectual activity motivation in the context of digital transformations. The relevance of the study is confirmed by the dominance of the intellectual factor in functioning of universities’ as a key one in achieving the goals of activities in the prism of digitalization. The article further developed the conceptual and categorical apparatus for the problematic of motivating personnel’s intellectual activity. The importance of “intellectualizing” trends in the modern conditions of social development is determined. The fundamental principles of intellectual growth are revealed. The classification aspects of the motives that induce the employee to intellectual and innovative activities are expanded. The classification structure of motives are highlighted, which is represented by the following groups: psychological and cognitive; cognitive-intellectual; emotional and motivational; material and value; social and communicative. The conceptual provisions for the process of forming a mechanism for motivating personnel intellectual activity have been formed. A model for motivating the intellectual activity of personnel based on B. Skinner’s motivational theory of reinforcement is proposed. Methodological support for creating a mechanism motivating personnel intellectual activity as a target function of management in the context of digital transformations has been developed. An algorithm for the formation of a mechanism for motivating the intellectual activity of personnel has been formed, including a set of stages with a description of the constituent elements and the processes of their implementation. The tools of the mechanism of motivating the intellectual activity of personnel, used in the management practice of a particular university, are characterized. The obtained effects from the introduction of tools for the mechanism of motivating the intellectual activity of the university staff in the form of certain motives are highlighted. This article is of particular value for the top management of universities, which need to manage the intellectual activity of staff, as well as motivate research and teaching staff in the context of global digital transformations. |
For citation: | Shashlo, N.V., Petruk, G.V. (2020) Mechanism of motivating personnel intellectual activity in the context of digital transformations. Naučnoe obozrenie: teoriâ i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 10, iss. 6, pp. 1025–1041 (in Russian). DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-6-1025-1041 |