Рубрика: | ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ |
Страницы: | 152–167 |
Коды JEL: | Q18, R48 |
DOI: | 10.35679/2226-0226-2020-10-1-152-167 |
Для цитирования: | Тохиров Т. И. Управление экономической безопасностью автотранспортной системы региона // Научное обозрение: теория и практика. 2020. Т. 10. Вып. 1. С. 152-167. DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-1-152-167 |
Авторы: |
Тохиров Тохиржон Исломжонович, ст. преподав. кафедры «Автомобили и управление на транспорте», Политехнический институт Таджикского технического университета им. академика М. С. Осими: Таджикистан, 734700, г. Худжанд, ул. Ленина, д. 226.
Тел.: +992 37 227 37 81 E-mail: tohirov.82@mail.ru |
Реферат: |
В статье рассматривается ряд методологических положений анализа процесса управления экономической безопасностью автотранспортной системы региона, в сфере реализации транспортно-экономических интересов. Отмечается, что противоречия экономических интересов не только создают предпосылки для возникновения угроз жизненно важным экономическим интересам субъектов хозяйствования автомобильного транспорта на региональном уровне, но и особенности формирования системы управления в данной сфере. Соответственно должна создаваться система субъектов и объектов управления, определяться совокупность методов управленческого воздействия. Целью данного исследования является решение научной проблемы, которая заключается в разработке нового подхода к управлению экономической безопасностью автотранспортной системы региона. Цель управления экономической безопасностью автотранспортной системы региона – является своевременное выявление и предотвращение внешних и внутренних опасностей и угроз, обеспечения бесперебойного функционирования и выполнение всех поставленных передним задач народнохозяйственного значения. Уровень экономической безопасности автотранспортной системы региона зависит от эффективности системы управления экономической безопасности. Предметом данного исследования выступают методы и инструменты управления экономической безопасностью автотранспортной системы региона, совершенствование которых позволит обеспечить необходимый уровень экономической безопасности. Особое место отводится к методам экономического регулирования отношений. Организационно-правовой формой реализации управленческих решений на автомобильном транспорте следует рассматривать принципы обеспечения экономической безопасности, которая должна разрабатываться как для регионального уровня, так и для каждого элемента автотранспортной системы. Теоретические положения по организации управления конкретизируются применительно к автотранспортной системе Согдийской области Республики Таджикистан. Полученные модели позволяют повысить качество оценки текущего состояния автотранспортной системы и функционирование системы управления экономической безопасностью, в рамках которой предусмотрено воплощение мер по обеспечению экономической безопасности опирающихся на соблюдения ряда важнейших принципов. Эффективное функционирование автомобильного транспорта влияет на успешное экономическое развитие региона. Отсутствие необходимого внимания проблеме экономической безопасности может негативно отразиться, как на финансовой стабильности отдельного предприятия, так и на всю автотранспортную систему региона. Формирование системы и механизма управления экономической безопасностью автотранспортной системой региона многоступенчатая задача. Автотранспортная система региона формируют единую цепочку доставки грузов, но при этом сильно различаются структурой активов, регулированием деятельности со стороны государства, рисками. Экономическая безопасность обеспечивается, за счет оперативного контроля фактических показателей функционирования автотранспортной системы. Подходы к управлению экономической безопасностью автотранспортной системой региона должны учитывать её специфику: в первую очередь – это отрасль сферы услуг, во-вторых, системы, оказывающие эти услуги различны. Различия влияют на выбор стратегии и механизм оценки уровня экономической безопасности. Определены показатели функционирования автотранспортной системы региона. Дана оценка состояния экономической безопасности автотранспортной системы Согдийской области. Для оценки уровня экономической безопасности автотранспортной системы региона использованы коэффициенты Энгеля, Гольца, Успенского и Василевского. Приведены некоторые показатели, характеризующие состояние инфраструктуры автотранспортной системы региона в соответствии с данными статистических источников Республики Таджикистан. |
Ключевые слова: | экономическая безопасность, автотранспортная система региона, оценка уровня экономической безопасности, транспортное предприятие, стратегия экономической безопасности, автомобильный транспорт, коэффициент Энгеля, коэффициент Гольца, коэффициент Успенского, коэффициент Василевского, грузовые перевозки, пассажирские перевозки |
Список литературы: |
1. Горев А. Э. Теория транспортных процессов и систем : учебник для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 217 с. – (Серия : Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-02529-3. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/401401 2. Солодкий А. И., Горев А. Э., Бондарева Э. Д. Транспортная инфраструктура: учебник и практикум для академического бакалавриата; под ред. А. И. Солодкого. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 290 с. – (Серия : Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-00634-6. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/399063 3. Задворный Ю. В. Критерии эффективности транспортной инфраструктуры региона // Российское предпринимательство. – 2011. – №1 (1). – С. 168-172. 4. Зубарев И. А. Разработка механизма повышения экономической безопасности национальной транспортной системы России. диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Государственный университет управления. – М.:, 2011. – 173 с. 5. Межох З. П., Соколов Ю. И., Кожевников Р. А. Стратегический риск-менеджмент в системе экономической безопасности транспортной компании. Транспортное дело России. – 2016. – № 6. – С. 34-37. 6. Никитин А. Б. Управление экономической безопасностью национальных транспортных систем в условиях развития высокоскоростного движения. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2017. – № 7 (101). – С. 24. 7. Павлова А. Н. Основные проблемные аспекты кадровых рисков транспортных компаний в системе экономической безопасности. В сборнике: Корпоративное управление экономической и финансовой деятельностью на железнодорожном транспорте Сборник трудов по результатам III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. / Под общей редакцией Л. В. Шкуриной. – 2019. – С. 12-14. 8. Nam Y., Lee Y., McMahon S., Sherraden M. (2016). New Measures of Economic Security and Development: Savings Goals for Short-and Long-Term Economic Needs The Journal of consumer affairs, vol 50, iss. 3, p. 611-637. DOI: 10.1111/joca.12078 9. Андриянов С.В., Решетнева А.А. Транспортный комплекс как инфраструктурный элемент системы экономической безопасности региона. В сборнике: Инновационный путь развития экономики регионов 2-я Международная научно-практическая конференция. – 2014. – С. 243-250. 10. Humeniuk А. Security of structural and institutional transformation of the region: theoretical fundamentals and applied aspects. – Kyiv: UMH Publishing, 2014. – 468 p. 11. Болгаров Н. И. Моделирование условий неопределенности функционирования транспортных систем в целях обеспечения экономической безопасности. Гуманитарный вестник. – 2014. – № 2 (29). – С. 154-159. 12. Гольская Ю. Н. Понятие транспортной инфраструктуры и оценка ее влияния на региональную экономику // Транспортная инфраструктура Сибирского региона: материалы второй межвузовской научно-практической конференции: в 6 т. – Иркутск; ИрГУПС, 2011. – С. 157-162. 13. Долгачева И. Н. Методы управления рисками транспортной компании в сфере контейнерных перевозок как фактор обеспечения экономической безопасности финансовой системы России. В сборнике: Деньги, кредит, бюджет России: история и современность Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Г. Я. Сокольникова. – 2014. – С. 232-235. 14. Евдокимов О. Г. Открытая экспертная система управленческо-экономических решений на железнодорожном транспорте как элемент транспортной безопасности. В сборнике: Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет Международная научно-практическая конференция, посвящается 85-летию института экономики и финансов МИИТа. Московский государственный университет путей сообщения, Институт экономики и финансов. – 2015. – С. 97-99. 15. Ермошин Н. А. Экономические аспекты управления безопасностью на автомобильном транспорте. В сборнике: Экономика. Теория и практика материалы Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 5-8. 16. Зубарев И. А. Инструментарий оценки и мониторинга уровня экономической безопасности национальной транспортной системы. Вестник университета. – 2011. – № 19. – С. 178-180. 17. Комаров В. В. Концепция системы управления рисками в автотранспортных системах. Труды Института системного анализа Российской академии наук. – 2009. – Т. 51. – С. 24-42. 18. Константинов И. С., Бакаева Н. В., Федоров Д. И., Озаренко О. В. Структура системы мониторинга территориальной автотранспортной системы. Вестник компьютерных и информационных технологий. – 2012. – № 4 (94). – С. 33-37. 19. Костин В. И. Методологические основания исследования экономической безопасности транспортных систем. Транспортное дело России. – 2011. – № 9. – С. 67-70. 20. Мамаев Э. А., Хашев А. И. Объектная модель городской транспортной системы в оптимальном управлении. Инженерный вестник Дона. – 2018. – № 2 (49). – С. 81. 21. Мартынюк В. Н. Вопросы обеспечения экономической безопасности дорожно-транспортной системы мегаполиса. Инновации и инвестиции. – 2018. – № 7. – С. 286-290. 22. Раджабова И. Г., Авдеева А. С., Ширяева А. А. Роль транспортной системы в обеспечении экономической безопасности. Синергия Наук. – 2019. – № 33. – С. 285-292. 23. Синявский Н. Г. Инновационное развитие транспортной системы страны как фактор обеспечения экономической безопасности. В сборнике: Повышение эффективности форм и методов распространения среди населения знаний по вопросам экономической и финансовой безопасности России, борьбы с теневыми доходами, противодействия финансированию терроризма, экстремизма, антигосударственной и деструктивной деятельности материалы Всероссийской научно-практической конференции. Российская академия естественных наук; Московский финансово-юридический университет МФЮА. – 2017. – С. 86-88. 24. Терёшина Н. П. Приоритеты экономической безопасности в управлении транспортной системой. В сборнике: Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность Сборник трудов II Международной научно-практической конференции / Под ред. Р. А. Кожевникова, Ю. И. Соколова. – 2017. – С. 62-66. 25. Цвиринько И. А. Методологические проблемы управления логистическими бизнес-процессами в автотранспортных системах. автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. – Санкт-Петербург, 2004. – 44 с. 26. Zingales L. (2017). Towards a Political Theory of the Firm. Journal of Economic Perspectives, vol. 31, №3, p. 113-130. DOI: 10.1257/jep.31.3.113 27. Diamandis P. H., Kotler S. (2012). Abundance: The Future Is Better Than You Think. New York: Free Press, 386 p. 28. Macey R. J., Mitts J. (2014). Finding Order in the Morass: The Three Real Justifications for Piercing the Corporate Veil. Cornell Law Review, Forthcoming Yale Law & Economics Research Paper, №4, p. 99-155. 29. Charles V., Dt'az G. (2017). A Non-radial DEA Index for Peruvian Regional Competitiveness. Social Indicators Research, vol. 134, iss. 2, p. 747-770. 30. Madalenoa М., Moutinhoa V., Robainaa М. (2016). Economic and Environmental assessment: EU cross-country efficiency ranking analysis. Energy Procedia, vol. 106, p. 134-154. |
English version: |
MANAGEMENT OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION’S MOTOR TRANSPORT SYSTEM Tokhirov Tokhirjon Islomzhonovich, Senior Lecturer of the Department “Automobiles and Transport Management”, Polytechnic Institute of the Tajik Technical University named after academician M. S. Osimi, Khujand, Tajikistan.
Keywords: economic security, regional motor transport system, economic security level assessment, transport company, economic security strategy, road transport, Engel coefficient, Holtz coefficient, Uspensky coefficient, Vasilevsky coefficient, freight transportation, passenger transportation. Abstract. The article discusses a number of methodological provisions of the analysis of the process of managing economic security of the region’s motor transport system in the field of realization of transport and economic interests. It is noted that the contradictions of economic interests not only create preconditions for the emergence of threats to the vital economic interests of business entities at the regional level, but also the features of the formation of a management system in this area. Accordingly, a system of subjects and objects of management should be created, a set of methods of managerial influence should be determined. The purpose of this study is to solve a scientific problem, which is to develop a new approach to managing the economic security of the region’s motor system. The purpose of managing the economic security of the region’s motor transport system is to timely identify and prevent external and internal dangers and threats, ensure uninterrupted operation and fulfill all the tasks set for the national economic significance. The level of economic security of the region’s motor transport system depends on the effectiveness of the economic security management system. The subject of this study is the methods and tools for managing the economic security of the region’s motor transport system, the improvement of which will ensure the necessary level of economic security. A special place is given to methods of economic regulation of relations. The legal form for the implementation of management decisions in road transport should consider the principles of ensuring economic security, which should be developed both for the regional level and for each element of the motor transport system. Theoretical provisions on the organization of management are specified in relation to the motor transport system of the Sughd region of the Republic of Tajikistan. The obtained models make it possible to improve the quality of the assessment of the current state of the motor transport system and the functioning of the economic security management system, within the framework of which it is envisaged to implement measures to ensure economic security based on the observance of a number of important principles. The effective functioning of road transport affects the successful economic development of the region. The lack of necessary attention to the problem of economic security can adversely affect both the financial stability of an individual enterprise and the entire motor transport system of the region. The formation of a system and mechanism for managing economic security in the region’s motor transport system is a multi-stage task. The region’s motor transport system forms a single chain of cargo delivery, but at the same time they differ greatly in the structure of assets, regulation of activities by the state, and risks. Economic security is ensured by operational monitoring of the actual performance of the motor transport system. Approaches to managing economic security in the region’s motor transport system should take into account its specifics: first of all, it is a service industry sector, and secondly, the systems that provide these services are different. Differences affect the choice of strategy and the mechanism for assessing the level of economic security. The indicators of the functioning of the region’s motor transport system are determined. The assessment of the economic security of the motor system of the Sughd region. The coefficients of Engel, Goltz, Uspensky and Vasilevsky were used to assess the level of economic security of the region’s motor transport system. Some indicators characterizing the state of the infrastructure of the region’s motor transport system are given in accordance with the data of statistical sources of the Republic of Tajikistan. |
For citation: | Tohirov T. I. Management of economic security of the region’s motor transport system // Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice]. 2020; 10(1):152–167 (in Russian). DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-1-152-167 |