НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ МОНТАЖА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ НА БЕЗОТКАЗНОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ

 

Журнал «НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 19, ВЫПУСК 6, 2024 

Рубрика: АГРОИНЖЕНЕРИЯ И ПИЩЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
DOI: 10.35679/1991-9476-2024-19-6-1029-1038
   
Для цитирования:

Денисов А. С., Сахапов И. А., Носов А. О., Кондауров А. Ю. Влияние условий монтажа шатунных вкладышей на безотказность двигателей КамАЗ // Научная жизнь. 2024. Т. 19. Вып. 6 (138). С. 1029-1038. DOI: 10.35679/1991-9476-2024-19-6-1029-1038

   
Авторы: 

Денисов Александр Сергеевич, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Организация перевозок, безопасность движения и сервис автомобилей», ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.»: Россия, 410054, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Политехническая, 77.
Сахапов Ирек Анасович, канд. техн. наук, доцент, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, к. 1.
Носов Антон Олегович, канд. техн. наук, зам. начальника инспекции, главный государственный инженер-инспектор территориального отдела по г. Саратову, Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Саратовской области: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Университетская, 45/51.
Кондауров Алексей Юрьевич, аспирант кафедры «Техносферная безопасность и транспортно-технологические машины», ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии им. Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, пр-кт им. Петра Столыпина, зд. 4, стр. 3.

 

Тел.: (987) 331-26-25
E-mail: alekskond98@gmail.com

   
Реферат: 

Показатели надежности двигателей неуклонно улучшаются по мере совершенствования конструкции и технологии изготовления. Однако, закономерное изменение их технического состояния, основными причинами которого являются изнашивание, усталостное разрушение, пластическая деформация, коррозия нарушается, что является следствием конструктивно-технологических недоработок или нарушения правил эксплуатации. Указанные явления вызывают проворачивание шатунных вкладышей, что является одной из основных причин ремонта автомобильных двигателей. Причиной процесса развития проворачивания шатунного подшипника является схема нагружения и обусловленное ею напряженно-деформированное состояние. В работе проведены исследование деформирования шатунных вкладышей при работе двигателя выполнено в стендовых условиях 1000-часовых испытаний. Путем проведения экспериментальных исследований уточнена зависимость изменения выступания и напряжения стальной основы шатунного вкладыша от наработки. Разработанная зависимость учитывает влияние исходных геометрических параметров вкладыша и напряжений в стальной основе на полученные в процессе испытаний значения от наработки. Изменения геометрических параметров шатунных вкладышей устанавливает ведущую роль в кинетике отказа состояния самого вкладыша, а именно, его напряженного состояния.

   
Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, отказ двигателя, шатун, коленчатый вал, вкладыш, проворачивание вкладышей, система смазки
   

Список литературы:

1. Денисов А. С. Обеспечение надежности автотракторных двигателей / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2007. – 422 с.

2. Денисов А. С. Основы формирования эксплуатационно-ремонтного цикла автомобилей / А. С. Денисов. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999. – 352 с.
3. Григорьев М. А. Износ и долговечность автомобильных двигателей / М. А. Григорьев, Н. Н. Пономарев. – М.: Машиностроение, 1976. – 248 с.
4. Денисов А. С. Аналитическое исследование изменения условий смазки шатунных подшипников в процессе эксплуатации / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков, А. А. Гафиятуллин, Д. Л. Панкратов. – Саратов: Весник Сарат. гос. техн. ун-т, 2005. – №3. – С. 69-75.
5. Денисов А. С. Режим работы и ресурс двигателей / А. С. Денисов, В. Е. Неустроев. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. – 112 с.
6. Кулаков А. Т. Разработка способа диагностирования шатунных подшипников двигателей и практических рекомендаций для снижения их отказов в процессе эксплуатации (на примере КамАЗ-740) / А. Т. Кулаков. – Дис. … канд. техн. наук. – Саратов, 1986. – 173 с.
7. Сахапов И. А. Повышение безотказности автотракторных двигателей путем снижения деформаций шатунных вкладышей / Дисс. … канд. техн. наук. – Саратов, 2009. – 140 с.
8. Сахапов И. А. Улучшение работы шатунного вкладыша изменением конструкции стальной основы / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков, И. А. Сахапов // Совершенствование технологии и организации обеспечения работоспособности машин: Сборник научных трудов. – Саратов: Саратовский ГТУ, 2008. – С. 15-19.
9. Антропов Б. С. Обеспечение работоспособности подшипников коленчатого вала автомобильных дизелей / Б. С. Антропов, Е. П. Слабов, А. А. Крайнов, С. Г. Шкорин // Двигателестроение. – 2004. – № 3. – С. 29-32.
10. Быков В. Г. Причины необратимых формоизменений тонкостенных вкладышей и пути повышения надежности подшипников высоконагруженных дизелей / В. Г. Быков, М. А. Салтыков, М. Н. Горбунов // Двигателестроение. – 1980. – № 6. – С. 34-37.
11. Гурьянов Ю. А. Экспресс-методы и средства диагностирования агрегатов машин по параметрам масла. – Дисс. … д-ра техн. наук / Ю. А. Гурьянов. – Челябинск: Челяб. гос. агротехн. ун-т, 2007. – 375 с.
12. Канарчук В. Е. Долговечность и износ двигателей при динамических режимах работы / В. Е. Канарчук. – Киев: Наукова думка, 1978. – 256 с.
13. Основы трибологии (трение, износ, смазка) / под ред. А. В. Чичинадзе: Учебник для технических вузов. – М.: Центр «Наука и техника», 1995. – 778 с.
14. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту двигателей КамАЗ 740.30-260 и 740.31-240. – Набережные Челны: ОАО «КамАЗ», 2004. – 138 с.

   
English version:

INFLUENCE OF THE INSTALLATION CONDITIONS OF CONNECTING ROD INSERTS ON RELIABILITY OF KAMAZ ENGINES

 

Denisov Alexander Sergeevich, Dr. of Tech. Sci., Prof., Prof. of the Depart. of Organization of transportation, traffic safety and car service, Saratov state technical university named after Gagarina Yu.A., Saratov, Russia.
Sakhapov Irek Anasovich, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof., Kazan (Volga Region) Federal university, Kazan, Russia.
Nosov Anton Olegovich, Cand. of Tech. Sci., Deputy Head of the Inspection, Chief State engineer-inspector of the Saratov territorial department, State inspectorate for supervision of the technical condition of self-propelled vehicles and other types of equipment of the Saratov region, Saratov, Russia.
Kondaurov Alexey Yurievich, Postgraduate of the Depart. of Technosphere safety and transport and technological machines, Saratov state university of genetics, biotechnology and engineering named after N. I. Vavilov, Saratov, Russia.

 

Keywords: internal combustion engine, engine failure, connecting rod, crankshaft, liner, cranking inserts, lubrication system.

 

Abstract. Engine reliability indicators are steadily improving as the design and manufacturing technology are improved. However, a natural change in their technical condition, the main causes of which are wear, fatigue failure, plastic deformation, corrosion is disrupted, which is a consequence of structural and technological flaws or violations of operating rules. These phenomena cause the crank inserts to turn, which is one of the main reasons for repairing automobile engines. The reason for the development of cranking of the connecting rod bearing is the loading scheme and the stress-strain state caused by it. The study of the deformation of connecting rod inserts during engine operation was carried out in bench conditions of 1000-hour tests. By conducting experimental studies, the dependence of the change in the protrusion and stress of the steel base of the connecting rod insert on the operating time has been clarified. The developed dependence takes into account the influence of the initial geometric parameters of the liner and stresses in the steel base on the operating time values obtained during testing. Changes in the geometric parameters of the connecting rod inserts establish a leading role in the kinetics of failure of the state of the liner itself, namely, its stressed state.

   
   For citation: Denisov, A.S., Sakhapov, I.A., Nosov, A.O., Kondaurov, A.Yu. (2024) Influence of the installation conditions of connecting rod inserts on reliability of KamAZ engines. Nauchnaya zhizn' [Scientific Life], vol. 19, iss. 6 (138). pp. 1029-1038 (in Russian) DOI: 10.35679/1991-9476-2024-19-6-1029-1038

 

К содержанию»